Тяжелый бомбардировщик Фарман “Голиаф” в ВВС РККА, 2-я пол. 20-х годов

Обычно когда говорят о бомбардировках Берлина вспоминают:

– налеты нашей авиации в 1941 году (8 августа – 5 сентября, 9 налетов, 86 самолето-вылетов, сброшено 36т бомб, в т.ч. 21т – на Берлин – с 33 самолетов, потери – 17 самолетов и 8 экипажей, военный результат незначительный, политический лучше, в результате Гитлер распорядился “вне очереди” захватить Моонзундский архипелаг)
– террористические налеты англосаксов (первый был проведен британцами 26 августа 1940 года, до конца 1943 г. военные результаты незначительны, но в начале привели к переносу цели воздушного наступления на Англию с военных обьектов – где уже были достигнуты существенные результаты – на города, в результате “Битва за Англию” силами авиации немцами проиграна… Первое массированное воздушное наступление на Берлин – ноябрь 1943-март 1944 гг, 16 налетов, 9.100 самолето-вылетов, сброшено ок. 20.000т бомб, убито больше 8.000 гражданских, 17.000 ранено, 800.000 остались без крова, были жертвы среди животных местного зоопарка, потеряно ок. 500 самолетов и ок. 4.000 членов экипажей; в марте 1944 г. к налетам – днем – присоединились американцы)
В целом результаты бомбежек Берлина приведу в отдельной записи.
Так вот первыми были не наши борцы за мир и не англосаксонские агрессоры, а французы!

Чуть подробнее:

О тяжелой бомбардировочной или стратегической авиации  французы, как и британцы, начали задумываться примерно в середине 1-й Мировой. Цель – бомбежки целей в глубине германской территории, в т.ч. в ответ на налеты “цеппелинов” на столицы союзников (позже к ним присоединились и бомбардировщики “Гота”).
Лучшее, что предложила французская оборонка в это время – 2-х моторный Фарман “Голиаф”, но на войну он не успел, зато в 20-е годы производился сотнями (~400) – в военном и гражданском вариантах, поставлся на экспорт, в т.ч. в СССР (4 машины, см. фото вверху), причем самый большой заказ был от фашистской Польши (32 самолета).
Нек-рые ТТХ – макс.взлетная – 4,8т, скорость – 140 км/ч, дальность 1.500 км, 1т бомб, 3 пул. 7,7-мм
Затем появился мелкосерийный, но 4-двигательный “Супер Голиаф” (выпущено 9 машин, в т.ч. 6 боевых):

ТТХ – 11,8т, 160 км/ч, 450км (???), 3т, 3-6х7,7-мм

Да, до “Голиафов”, но из той же серии, был Фарман Ф.50 (60 машин в самом конце 1-й Мировой):

ТТХ – 3,1т, 150 км/ч, 1.800 км, 0,5т, 2-4х7,7-мм

Это не считая опытных самолетов, не пошедших в серию

На базе “Голиафа” разработали и производили для флота поплавковые торпедоносцы (к-рые, конечно, могли нести и бомбы) серии “160” (ок. 250 машин):

ТТХ – 6,8т, 170 км/ч, 800 км, 0,8т, 4х7,7-мм

В 30-е годы “стратегическая авиация” Франции вышла на новый уровень, но с теми же Фарманами, “220” серии:
1-я группа (40 машин, вкл. гражданские):


ТТХ – 17,7/18,7т, 320/340км/ч, 1.800/2.000 км, 3,9/4,2т, 3/9х7,5/7,7-мм

2-я группа – самолет полностью переконструирован (30 , вкл. гражданские):




ТТХ – 19,2т, 400 км/ч, 2.400 км, 4,2т, 2х20-мм 1х7,5-мм

Именно с ними Франция вступила в войну, мало того, попыталась сформировать даже “соединение” стратегической авиации – 15-ю эскадру из 2-х авиагрупп, но кол-во боеготовых самолетов в них было плачевно мало – ни разу не превышало 10 в одно время. Они совершили 60 боевых вылетов на бомбежку различных целей (сбросили 130 т бомб), потерь не имели (только 1 самолет разбился при неудачной посадке), после падения Франции бОльшая часть самолетов перелетела в Сев. Африку…
Вот тут уже “ближе к телу”! Т.е. к налету на Берлин.
Его произвел 1 (Один) самолет из 2-й группы, но НЕ военный, а немного переделанный гражданский.
В серии было выпущено 3 дальних почтовых самолета, все именные: “Камилл Фламарион”, “Ле Верье” и … “Жюль Верн”!
С началом войны их реквизировал флот, на самолетах установили бомбодержатели (8х250 кг) и 1 7,5-мм пулемет в боковой двери.
К боевым вылетам полностью готов оказался только “Ж.Верн”, он и произвел налеты на Маастрихт (мост), Рим (листовки) и Берлин – последний в ночь с 7 на 8 июня. Вместе с “собратьями” вылетал в сер. июня и на бомбежку целей и в Италии.
Подготовка (обратите внимание на носовую часть по сравнению с бомбардировщиками):

ТТХ – 24т, 380 км/ч, 5.000 км, 2т, 1х7,5-мм

Маршрут:

За 13, 5 часов самолет пролетел бол. 3.000 км и сбросил на Берлин 2,8т бомб (впрочем тут данные разнятся – нек-рые источники говорят о 2т фугасок – 8х250кг, другие о 800 кг зажигалок, высыпанных из двери – 80х10кг, третьи плюсуют и то и то).
Целью были заводы Сименса на севере города, но немцы налета "не заметили”…
Зато французские газеты отписались о налете группы бомбардировщиков на Берлин:

Ну а через неделю немецкие войска вошли в Париж – “открытый город” (напомню, что за 4 дня до налета британцы закончили драпать из Дюнкирка)…
Судьба “Жюль Верна”  (как и “Камилла”) неизвестна – после оккупации немцами в кон. 1942 г. юга Франции данные о нем теряются, 3-й “почтальон” был сбит над Средиземным морем британцами или итальянцами в ноябре 1940 года по пути в Ливан…

Да, еще одним представителей этого семейства Фарманов был авиалайнер на 40 пассажиров (6 единиц, “Эр Франс” от них отказалась, военные пытались использовать их для выброски парашютистов но не успели):

ТТХ – 16,3т, 310 км/ч, 2.100 км, 39 парашютистов, 2х7,5-мм

Больше французам на этом направлении в войну отличиться не удалось, хотя уже были почти готовы их собственные “летающие крепости”:
Блок 162 (испытывался уже немцами):

ТТХ – 19т, 550 км/ч, 2.400 км, 3,6т, 2х20-мм 2х7,5-мм

Бреге 482

ТТХ – 16,1т, 520 км/ч, 2.500 км, 2,5т, 1х20-мм 4х7,5-мм

После войны стратегическим бомбардировщиком у Франции был всего  1 самолет – “Мираж” IV, с единственной целью – бомбить СССР/Россию во время ядерной войны (мог нести 1 ЯБ, позже 1 КР, выпущено 60 машин, с вооружения снят):

В наше время их функции возложены на специальные варианты тактических истребителей “Мираж 2000N” (недавно сняты с вооружения) и “Рафаль” с КР БД (участвовали в ударах по Сирии) – дальние бомбардировщики не нужны – у НАТО плацдарм в Прибалтике и бандеровцы стоят в 450 км от Москвы…

2 комментария к «История стратегической авиации Франции – они первыми бомбили Берлин»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.