Индонезийская ДЭПЛ “Пасопати” пр. 613 – первая ПЛ бывшей колонии в Азии – сейчас корабль-музей в Сурабае

Несмотря на то, что про продолжение справочника вспомнил в связи с передачей ВМС Индонезии ДЭПЛ корейской (юж.) постройки у флота этой страны, в т.ч. подводной ее части довольно необычная история…

Дело в том, что местный национал-социалист Сукарно после обретения страной независимости (и подавления сепартизма – с разной долей успешности) перешел к этапу “собирания земель”. Первой на пути встал т.н. “Ирианджая/Западный Ириан” или проще –

– западная часть о-ва Н.Гвинея – там к нач. 60-х годов еще правили голландцы.
Ну вот ее то и решили воссоединить – вместе с местными папуасами…
СССР не мог остаться в стороне – помог самой крупной в мире мусульманской державе. Всего было поставлено больше 200 самолетов и вертолетов (вкл. 25 тяжелых бомбардировщиков Ту-16 с ПКР КС-1 “Комета”) и около 100 (!) боевых кораблей и судов из состава нашего ВМФ, в т.ч. 1 крейсер, 8 эсминцев, 8 КВ, 6 ТЩ, 12 РКА, 24 ТКА, 14 БО. В числе кораблей были и ПЛ – о них речь ниже.
Западный Ириан удалось вернуть (при посредничестве ООН), причем часть предназначенных к передаче индонезийцам ПЛ (я уж не говорю о самолетах!) участвовала в боевых походах с нашими экипажами… Но реальные боевые действия шли на уровне низкой интенсивности, морских боев не было.
А вот затем пришел черед Малайзии (и очевидно за ней – Брунея, а там, глядишь – и Папуа-Н.Гвинеи, тогда еще австралийской) и если за голландцев никто практически не вступался (их авианосец “Доорман” с приключениями добирался на ТВД – ему были нигде не рады – Египет закрыл Суэцкий канал, в Австралии бастовали рабочие в порту, Япония отказала в заходе в свои порты и т.д.), то с англо-саксами было как-то по другому. Вдобавок и к СССР Сукарно “охладел”, развивая отношения с Китаем/Мао (при этом из страны массово изгоняли китайских мелких барыг – вместе с голландцами – “на пару”), Запад “подкрутил” пару экономических гаек – и военные сказали “хватит”! Не повезло местным коммунистам (к этому времени большинство из них – маоистского толка) – в частности крейсер “Ириан” (бывш. “Орджоникидзе”) превратился для многих из них в тюрьму и могилу…
А ведь наверняка Хрущеву (да и не только ему) хотелось попробовать потопить авианосец ракетами – пусть даже такой маленький! Ждать пришлось до 1967 года – тогда “попался” еврейский эсминец “Эйлат” – под П-15 “Термит”.
Да, а большинство переданных советских кораблей без должного обслуживания, ремонта и внимания пришли в негодность довольно быстро и их постепенно списали.
Не стоит считать, что только мы снабжали ВМС Индонезии кораблями – кое-что досталось при получении независимости от голландского флота, базировавшегося там (1 ЭМ, 8 ТЩ/КВ, СДК), несколько новых единиц построили итальянцы (4 КВ) и немцы (ТКА), а вот то, что США перед самой конфронтацией – в 1960-61 гг передавали БДК (5 ед. 5 БО) уже забавно! ( 1 построили японцы и несколько передали югославы)
В 70-е-80-е годы флот Индонезии получил “старье” от США (4 ФР времен войны), заказывал корабли в Британии (3 ФР 3 из наличия), доил бывшую метрополию (6 ФР и 2 ТЩ) и даже заказал 1 ед. в Югославии (“учебный” ФР), БДК и РКА им строили корейцы (4 4), патрульные катера/КВ – немцы, совсем мелочь я не считаю, тем  более, что кое-что индонезийцы начали собирать на месте.
Второй занятный этап в жизни индонезийского флота наступил в нач. 90-х, когда ФРГ начала распродавать по бросовым ценам доставшееся ей военное имущество аннексированной ГДР, в т.ч. и боевые корабли, но вот ПЛ у ГДР не было, так что не для этой темы, но Индонезия получила ок. 40 боевых кораблей.
Т.о. хитрые индонезийские моряки получили – по  сходной цене, а то и бесплатно – от стран “народной демократии” 140 боевых кораблей!

Но вернемся к индонезийскому подводному флоту:

1) ДЭПЛ пр. 613 – всего в 1959 и 1962-63 гг было передано (из наличия, т.е. корабли до этого уже по нескольку лет служили в нашем ВМФ) 12 подлодок. Причем первые 2 передавали “через польский флаг” – разумного обьяснения этому нет никакого! По нек-рым данным передали еще 2 списанных ПЛ данного типа – как ЗиП, но подтверждения этому у меня нет. 2 списали уже в 1972 г., 7 в 1974 г., 1 в 1976 г., 1 в 1981 г. Первая – “Пасопати” в нач. 80-х даже получила британские АБ, но в 1990 г. списали и ее, превратив в музей…
Больше ПЛ одного типа мы не передавали ни одной стране! (Египту в целом передали больше, но 2-х типов и часть меняли на другие, Корея сев. и Китай нелицензионно и массово строили ПЛ по нашим проектам – но это уже другое)


613-е (в НАТО – “Виски”) в Индонезии

2) Для замены хотя бы части “советского наследия” в кон. 70-х Индонезия заказывает в Германии “бестселлер” – 2 ДЭПЛ типа “209” (подтип 1300). Обе вступили в строй в 1980 г., по 3 раза проходили средний ремонт (последний – в Корее-юж.). Одна числится в строю, вторая погибла со всем экипажем в апреле 2021 г – версия тут: https://nosikot.livejournal.com/7860135.html
В 90-е были планы приобретения списываемых в Германии ДЭПЛ типа “206”, но они не были реализованы

3) В 2011 году Индонезия подписала необычный контракт – с Кореей-юж. 3 ДЭПЛ типа “Чанг Бого” – незначительно измененный немецкий тип “209” (1400), причем первые две ПЛ строились в Корее (они уже в строю), а последняя собрана в Индонезии (с корейской  технической помощью, сейчас на испытаниях). Cейчас заказано еще 3 ПЛ данного типа

Первая собранная в Индонезии ПЛ

Последние годы не прекращались “слухи” о возможных поставках в Индонезию ДЭПЛ пр. 636, но в нынешних условиях – …

 

ИТОГ:
В составе ВМС Индонезии в настоящее время 4 ДЭПЛ, всего за их историю таких было 16, все иностранной постройки, причем 12 – “из наличия”. Сейчас начато строительство первой ПЛ на отечественной верфи.

Это, в т.ч., продолжение моего справочника “Подводные силы стран мира”, предыдущие главы (только обновленные!):
Нидерланды – https://nosikot.livejournal.com/4347430.html
Колумбия и Венесуэла – https://nosikot.livejournal.com/4340362.html
Соотношение сил РФ, Китая и НАТО по ПЛ – https://nosikot.livejournal.com/4296580.html
Израиль – https://nosikot.livejournal.com/4162089.html
Индонезия – http://nosikot.livejournal.com/4150317.html (с общей историей флота страны!)
ПЛАРБ Запада – http://nosikot.livejournal.com/3885631.html
Cингапур – https://nosikot.livejournal.com/4377402.html
Бенгалия – https://nosikot.livejournal.com/4390721.html ( полная история ДЭПЛ пр. 633)
Индия – https://nosikot.livejournal.com/4643333.html
Пакистан – https://nosikot.livejournal.com/4647079.html
ЮАР – https://nosikot.livejournal.com/4668084.html
Иран – https://nosikot.livejournal.com/4670064.html
АПЛ Индии – https://nosikot.livejournal.com/4949602.html
Азиатские НАПЛ – https://nosikot.livejournal.com/4979436.html
Все ПЛ Китая – https://nosikot.livejournal.com/4984721.html
Таиланд – https://nosikot.livejournal.com/5763182.html

2 комментария к «История флота Индонезии + продолжение справочника “Подводные силы стран мира”»
  1. Переговоры про “Варшавянки” шли с переменным успехом лет наверно 15 минимум….. Результат на лицо …..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.