В этот день (25-го) в 1934 году в Париже от туберкулеза умер знаменитый анархист-практик Н.Махно (Михненко).
Себя он считал последователем П.Кропоткина, в ходе революционных событий воевал против:

– германо-австрийских оккупантов
– белых
– петлюровцев
– нек-рых “зеленых” и бунтовщиков
– иногда против красных
Причем когда стоял выбор – с красными или с другими, выбор ВСЕГДА делался в пользу красных, т.е. выступая на стороне “трудового народа” он считал большевиков естественными союзниками, но делающими ошибки, в т.ч. и под прессом военной необходимости
В границах временно подвластной ему территории пытался наладить экономические отношения между городом и деревней – но кроме неск. наивных экспериментов это ничем стоящим не закончилось.
В эмиграции пытался “переварить” полученный практический опыт, сохранить единство анархического движения и даже занимался идеологией/теорией.
Однако его “Платформа” встретила холодный душ и со стороны европейцев (считавших вообще русский опыт не применимым более нигде) и со стороны бывш. соратников, не видевших большой разницы между ней и большевистскими практическими шагами в России. Платформа предполагала  введение после революции достаточно жестких рабочих организаций (жестких особенно в военной сфере, разумеется) и функций централизованного планирования. Частично эти принципы были позже применены на Кубе и в Китае (при том, что ни Ф.Кастро, ни Мао анархистами не были – во всяком случае “официально”)
И это при том, что даже синдикалисты тоже выступили за “переходный период” отмирания власти после революции – уже через “самоуправляемые” рабочие организации
Конференция анархистов в Париже в марте 1927 г. закончилась неудачей – и не из-за разгона ее полицией, а из-за непримиримых противоречий между участниками – Махно, будучи сторонником синтетической идеологии анархизма потерпел поражение (его главный идеолог – П.Аршинов в 1934 г. вернулся в СССР, признав правоту большевиков, хотя в 1938 г. его – “на всякий случай”, возможно, ликвидировали – но есть и иной вариант – что все эти “возвращенцы” восприняли идею т.н. “философа” И.Ильина о том, что бороться надо изнутри)…
Под конец жизни Махно все больше занимала Испания, причем он предупреждал местных анархистов от союза с коммунистами, но они самой логикой событий должны были идти по его же старому пути… Впрочем организационная слабость анархистов и в Испании предопределила их поражение – и об этом Махно их предупреждал – опасность популизма и “свободоговорения”. Так вот с главным они и не определились – если без “базара” – то какой же это анархизм?!
Тем более народовластие – ОСНОВА настоящей коммунистической теории, к-рая даже сейчас, в неизменном виде является наиболее прогрессивной из всех, а уж после “актуализации” – !!!
Вывод – Н.Махно стал убежденным большевиком-ленинцем, но не признал это, пытаясь описать своими словами – а это невозможно

P.S. И еще одно – привлекательность примитивных идей Махно для крестьянства (для города, конечно, это было изначально бредом) предопределило жесткую позицию большевиков в отношении деревни – на ближайшую их перспективу, мало того, даже вызвало химеру опасности “обострения классовой борьбы” при построении социализма – т.е. и тут роль анархистов абсолютно отрицательна и деструктивна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.