В этот день в 1974 году было принято постановление СМ СССР и ЦК КПСС № 561 “О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали”. На самом деле стр-во ж/д до Тихого океана с обходом Байкала с севере  рассматривалось еще

в кон. 19 в., но тогда было признано нереализуемым. К этому вопросу вернулись в довоенное время, работы активизировались после занятия японцами Маньчжурии, стройка началась в 1938 г., но с началом войны остановлена, а в 1942 г. звенья пути и мостовые фермы были сняты и перевезены в р-н Сталинграда. Стр-во возобновилось в кон. ВОВ, участок Комсомольск-на-Амуре-Сов.Гавань сдан в 1945 г., а Тайшет-Усть-Кут в 1951 г.
Затем работы по стр-ву новых участков были приостановлены – до выхода упомянутого выше постановления.
Ну а после него “дело пошло” – выделили деньги, поехал народ (вкл., конечно, военных – ж/д войска), массово закупалась зарубежная техника…
С приходом к власти М.Горбачева финансирование БАМа резко сократилось (в т.ч. на соц. нужды, вкл. жилье), а после распада страны тут стало совсем худо… В 1997 г. БАМ был ликвидирован, а его участки поделены между двумя ж/д – ВС и ДВ.
С взрывным ростом экономики Китая и, соответственно, физических обьемов его внешней торговли неоднократно возникали идеи включения БАМа (и ТС, конечно) в проекты “шелковых путей” и т.п., но результат пока почти нулевой – у китайцев свои проекты.
Сейчас, в связи с принятием “на вооружение” нового принципа экономики РФ – НЕЛЬЗЯ воровать просто так, надо хоть что-то делать вновь рисуются какие-то грандиозные (в плане бюджетных затрат) проекты в этой области (“второй БАМ”) – ну а что – Москву перекапывают без конца, другим тоже так охота…
Помимо чисто стратегической цели – создания рокадной ж/д магистрали на удалении от китайской границы – планировалось, что дорога станет инфраструктурной основой для освоения ок. 10 крупных месторождений полезных исокпаемых – т.е. речь шла вновь об экстенсивном, сырьевом пути развития, причем пути, на этот раз, очень затратном – в связи с природными условиями в регионе.
Вообще БАМ, конечно, был проектом для страны “на вырост”, но вот только рост этот в условиях 70-80-х годов надо было сначала обеспечить интенсификацией имеющихся уже экономических комплексов, в первую очередь за счет обновления пр-ва – а этот момент, во многом, был упущен.
Зато наверх подавались и другие глобальные проекты типа “поворотоа сибирских рек”…

Ну а решение о Дне БАМа принял совет/хурал Бурятии – в рамках региона, инициатива на федеральном уровне поддержки не нашла, несмотря на положительные отклики на нее не только в РФ, но и во всех республиках бывш. СССР

12 комментариев к «День рождения БАМа – 50-й»
  1. Мой дядька-лётчик называл Сов. гавань не иначе как Социалистическая Гавонь.

          1. Кстати о БАМе – что-то делают там.

          2. Конечно делают – “поворот на восток”, иное дело что “не в коня корм” – все не там пойдет

  2. Кажется в своё время были планы по строительству атомных авианосцев то ли в Сов.Гавани, то ли в Ванино, короче говоря судоремонт угробили. Лес пилят да рыбу ловят. Бухты хорошие, правда замерзают (сейчас может и не всегда). БАМ ведь туда выходит.

    1. Ну а где в приморье не замерзают то – таких нет… Авианосцы – да, сначала в Николаеве бы освоили, потом там

      1. Последние годы в Славянке не замерзает, Золотой рог наверно тоже.

  3. Провел 2 года в “радиактивной зоне” Бама в начале 80-х . Ни живности, ни птиц. Живой пока. Все болезни как “рукой сняло”. Только кожа не заживала. Нет кислорода и радиоактивность. Замечательное место. Тишина и белый снег глаза слепит. Зимой мороз по -50С но привыкли и даже не одевали теплое белье/форму.

    1. Какой уровень радиации? и как можно “привыкнуть” к -50 ? Организм не позволит…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.