В середине 30-х годов СССР взял курс на создание океанского флота. Его основой, естественно, считали линкоры, об авианосцах наши “почти” не думали. Противниками считали, “по традиции”

Британию на западе и Японию на востоке (в их флотах тогда было 25 линкоров из 60 имевшихся в мире вообще – с учетом “затрудненности” межтеатровой переброски морских сил для нас – “мудреная задача”!), на Штаты смотрели как на почти союзника (ждали обострения противоречий с Британией – причем и после 1945 г. – !). Учитывая большой перерыв в проектировании и строительстве крупных артиллерийских кораблей (особенно удовлетворявших современным требованиям) рассчитывали на помощь заграницы, конкретно – Италии и США (позже, в 1939-41 гг – Германии). Сейчас о

США.
Планировалось заказать в Америке проектирование и постройку нескольких линкоров. Ради этого Сталин впервые встретился с иностранным послом – американским – в Москве. Американцам даже “хитро” обещали, что один из кораблей будет базироваться во Владивостоке – против Японии.
Но с крупными и опытными американскими кораблестроительными фирмами “не срослось”, против такого сотрудничества был и американский флот и многие политики.
Тогда “местный” бизнесмен” – Сэм Карп – брат жены Молотова П.Жемчужиной – нашел новичка – фирму Гиббс энд Кокс (до этого строила только гражданские суда) и та согласилась спроектировать такой корабль. И подошла к делу с фантазией – к январю 1938 года был готов проект гибридного линкора-авианосца в 2-х вариантах – с 406-мм и 457-мм артиллерией (соответственно 12 и 8, в/и 62.000 и 66.000т), корабль должен был нести 40 самолетов. Сейчас понятно что подобная концепция порочна, но подобные корабли в составе флотов появлялись – начиная с британского “Фьюриеса” и заканчивая японскими переделками “Исе” и “Хьюги” – вдобавок очень соблазнительна была перспектива “убить двух зайцев” – сделать качественно более совершенный и мощный корабль, чем у вероятных противников”.
Загвоздка была в том, что строить линкоры больше 35.000т вашингтонскими соглашениями запрещалось (потом лимит подняли до 45.000т, но тут то гораздо больше!) – правда СССР соглашения не подписывал, а американе вроде как строили бы не для себя, но явно вопросы бы появились. В итоге фирма спроектировала для СССР обычный линкор с 406-мм артиллерией и в/и 45.000т, а для США – гибрид, уменьшенный до того же размера. Естественно эти корабли не были построены.
Наши пытались заказать в Штатах еще и эсминцы, отдельные элементы вооружения и ГЭУ, но после попытки воссоединения Финляндии нарвались на санкции… “Летчикам” повезло больше – несколько проектов и самолетов успели купить. Смогли бы и больше, если бы Туполев не бегал по магазинам, скупая для личного потребления технику и шмотье, а занимался своими обязанностями. Правда, он за это ответил потом…
Ну и еще один “нюанс” – родственничек Молотова, через к-рого велись ВСЕ переговоры прикарманил себе половину суммы за проекты – 250.000 долл. из 500.000. Правда ходят слухи, что ему к рукам прилипло гораздо больше – под советский депозит в американском банке его фирме открыли кредитную линию в 200 млн.долл., так говорят, что 70 он увел и, естественно, не вернул.
Т.е. все закончилось обычным попилом!
Ну а линкоры Сталину так и не суждено было построить. Ни одного. Зато потрачено на пр. 23 и 69 было под миллиард руб.(вспомним цену серийных Т-34), в загранку (в основном в Германию) отправили ок. четверти ярда марок и почти ничего полезного для ВОВ не получили…
Но о них и о крейсерах отдельно.

Да, слух о том, что через этого Карпа Сталин передал “взятку” в поллимона баксов Рузвельту – байка, конечно, но то что бабки “безродному космополиту” ушли – факт!

О других – почти своими силами – напишу отдельно

 

20 комментариев к «Как одна из попыток Сталина совершить скачок по флоту закончилась уводом денег из страны…»
  1. Ах как мне жаль несчастную Полину, она-то совершенно не при чём. Пойду смахну скупую мужскую слезу.
    За всё это надо благодарить наших прославленных флотоводил.

  2. Думаю всё же разбирался, а вот по кораблям очень может быть, что не очень.

    1. во всем – невозможно – но он пытался! Мой дядя разбирал его библиотеку в 53-м – 7000 книг с личными пометками!

      1. Сталин занимался самообразованием всю жизнь. Образование было, а диплома не было.

  3. Так ведь и флот не был приоритетным. Танки и самолёты, артиллерия – туда он успел влезть. Нахрена флотоводилы убедили его насчёт линкоров? Ответ один – за модой следили, в загранку катались.

    1. На Большой флот потратили в 1939-41 гг больше МИЛЛИАРДА – прикинь сколько это танков и самолетов… не говоря о возможностях развития связи и пр. – оч.необходимого

  4. На танки и самолёты тоже хватило, а вот на организацию… Как это танки и самолёты без раций оказались? Где БТРы? Где рации в войсках? Почему никто не заказал? Что до миллиарда, да хоть десять. Заводов-то не было больше. А потом говорят: Всех ВВСников угробили, однако почитаешь Грабина, к примеру, как-то всё по другому выглядит. Я уж не говорю про свору Гл.конструкторов (авиа), кто это допустил в отрасли?

  5. Где можно авианосец поставить? Николаев не вернули, хотя в Б.Камне можно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.