Носовые орудийные башни крейсера “Киров” (180-мм) в ПитереКак я уже писал тут: http://nosikot.livejournal.com/1832453.html сер. 30-х годов стала поворотом морской политики СССР в сторону создания океанского флота. Планами предусматривалось создание громадного ВМФ – 24 линкора, 20 крейсеров, 145 эсминцев и лидеров, 344 ПЛ (в т.ч. 254 больших и средних) и как и ВСЕ остальные, без исключения, наши кораблестроительные программы и Российской империи и СССР и сейчас РФ он несет на себе черты полной бредовости и оторванности от жизни (напомню, что в это время Британия имела 15 линкоров, Штаты 14, Япония 9). Как и ВСЕ остальные, без исключения, она выполнена, естественно не была (при том, что направлена была, конечно же НЕ против Германии!). Но военно-технической и политэкономической составляющей я коснусь позже в “линкорах”, сейчас же о крейсерах – эта часть была близка в выполнению, как раз!
Как я уже писал к моменту закладки первых 2-х крейсеров пр. 26 наш флот имел всего

 

3 (Три) крейсера, спущенных на воду в период 1-й МВ.
Из-за большого перерыва в проектировании и стр-ве крупных артиллерийских кораблей и для скорейшего ознакомления с современными иностранными достижениями в этой сфере прибегли к иностранной помощи – корабли пр. 26 проектировались и строились с итальянской помощью (на базе легких крейсеров типа “Кондотьери” 3-й и 4-й серий). На головном – “Кирове” – стояла ГЭУ и пр. оборудование/механизмы итальянского пр-ва. В дальнейшем проекты совершенствовались в сторону усиления конструкции корпуса, бронирования, вооружения, СУО и пр.
Всего до войны по пр. 26, 26-бис и 68 (последние со 152-мм артиллерией ГК) заложили 13 кораблей, кроме того в Германии был куплен недостроенный тяжелый крейсер “Лютцов”/Петропавловск” (т.н. пр. 83) – потенциально 14 единиц. Но до начала войны достроили лишь 3 корабля, во время ВОВ в строй вошли еще 2 крейсера, а 6 уже после войны (1 – пр. 26-бис и 5 по откорректированному пр. 68К), т.е. всего 11 единиц – “Киров”, “Ворошилов”, “Горький”, “Молотов”, “Калинин”, Каганович”, “Фрунзе”, “Куйбышев”, “Чапаев”, Железняков”, “Чкалов”.
Буксировка “Лютцова” в Ленинград. Аргумент Сталина: “минус 1 у них и плюс 1 у нас, в сумме +2!”4 крейсера пр. 26/26-бис и недостроенный “Петропавловск” приняли участие в ВОВ, получали неоднократные повреждения (мины, торпеды, бомбы, артснаряды, “Киров” подорвался на мине после окончания войны; “Молотов” в ходе срочного ремонта получил кормовую часть от крейсера пр. 68 “Фрунзе”), а последний был потоплен в 1941 г. (через год поднят). Израсходовали ок. 6.000 180-мм и ок. 2.000 203-мм снарядов.
Повреждения “М.Горького” после подрыва на мине 23 июня 1941 года

Кроме тихоокеанского “Калинина” наш флот в годы войны получил еще одно пополнение – американский легкий крейсер “Милуоки”, в счет итальянских репараций, в 1944 г. стал “Мурманском” СФ.


Крейсер “Мурманск”

После войны к вопросу стр-ва большого флота Сталин вернулся, в т.ч. и к крейсерам, по обновленному пр. 68-бис (152-мм артиллерия) планировалось построить 25 кораблей. И снова немного не хватило для реализации программы в этой части! Всего заложили 23 корабля, спустили на воду 19, а достроили всего 14 – “Свердлов”, Дзержинский”, “Орджоникидзе”, Жданов”, “А.Невский”, “Нахимов”, “Ушаков”, “А.Суворов”, “Лазарев”, “М.Кутузов”, “Сенявин”, “Дм.Пожарский”, “Молотовск”, “Мурманск”. Достройка крейсеров прекращена в сер. 1955 г. (при готовности 5 кораблей больше 75%), они были пущены на слом после 1959 года.
Об интересной эволюции названий крейсеров проекта см. тут: http://nosikot.livejournal.com/1117992.html


Крейсер “Кутузов” в Новороссийске, наше время

Кроме того, 2 легких крейсера мы получили по репарациям: немецкий “Нюрнберг”; в 1946 г. стал “Макаровым”, а итальянский “Дюка д’Аосто” в 1949 г. – “Керчью” (сначала год – “Сталинград”).


Крейсер “Керчь”

Крейсер “Макаров”

Т.о. к осени 1955 года (моменту вступления в строй последнего законченного крейсера пр. 68-бис – “Мурманск”) наш флот включал 27 крейсеров (американца отправили назад в 1949 г. и его сразу сдали на слом).
Итого, за “сталинское” 20-летие мы заложили 36 кораблей этого класса (+ 1 купили недостроенным), но смогли закончить 25 (+ 2 получили по репарациям, не считая “временного” “Мурманска”)


На палубе “Молотова” в 1947 году

О судьбе этих кораблей – во 2-й половине этого поста…

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.