Как обычно обзоры по состоянию отрасли начинаю с сектора пассажирских и транспортных самолетов, отчет за 2020 год тут: https://nosikot.livejournal.com/7555582.html
Прогресс – первый полет МС-21-310 с двигателями ПД-14 – июль и катастрофа Ил-112 – будущее легкого ВТС вновь не ясно…
В 2020 году в отрасли наблюдалась стагнация производства – построено всего 19 самолетов (в т.ч. в Малоросии – 0), против тех же 19 в 2020 г. и 22 в 2019 г. – т.е. по обьемам мы “свалились” в 0-е годы и там и остаемся
По перспективам на 2021 год:
– 8 Суперджет
– 3 Бе-200
– 1 Ил-114 (тоже перестроенный из облетанного в 1998 г, поэтому в таблицу НЕ войдет)
– 2 Ту-214
– 5 Ил-76/78
– 1 Ил-96
– 3 МС-21
Т.е. я предсказывал выпуск 23 машин
Таблица,
По типам самолетов и производителям (учитывается первый полет):
Тип/Год 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 Авиазавод
Суперджет 5 12 24 34 18 19 33 24 18 11 12 ГСС
МС-21 – – – – – – 1* 1 2 1 1 Иркут
Ан-140 1 2 3 2 – 1 – – – – – Авиакор
Ан-74ТК-200 1 1 1 1 – – – – – – – ХГАПП
Ан-178 – – – – 1 – – – – – – Антонов
Ан-132 – – – – – – 1** – – – – АнтоновВСЕГО 27 29 40 46 29 28 42 35 22 19 19
в т.ч. без
Суперджетов 22 17 16 12 11 9 9 11 4 (!!!) 8 7* первый для испытаний
** прототип собранный из заделов по Ан-32 и ряда импортных компонентовКак видим доля Суперджетов составляет примерно 2/3… Напоминаю – выпуск КАЖДОГО Суперджета – в нынешней комплектации приносит убыток нашей отрасли и дает прибыль участникам зарубежной кооперации по самолету! Очередной раз пишу – у проекта НЕТ перспектив в настоящее время, “локализация” займет несколько лет – как минимум и приведет к созданию почти нового самолета. Надо останавливать этот “балаган” – научились чему-то – хорошо, набили шишек – тоже опыт, но кормить “партнеров” нашими деньгами не получая больше ничего взамен и отвлекая ресурсы от перспективных проектов – это, как минимум, ОШИБКА !!!
По МС-21 – главная новость прошедшего года – вверху на фото, в этом году НЕ ждем начала серийного пр-ва (самый ранний срок – 2024 г) и … плохих новостей от наших “партнеров” – по санкциям
По Ил-114 – по движкам он связан с несчастным Ил-112, так что перспективы тоже непонятны…
Напоминаю, именно на турбовинтовой вариант надо возлагать наши “региональные” надежды, особенно учитывая ситуацию на внешнем рынке – НЕТ новых конкурентов, лишь 40-летние ATR и “канадец” (недавно продан Бомбардье новой компании), после серьезных убытков, китайцы с доработкой Ан-24 и ВСЁ ! Правда уже озвучены планы Эмбраера и Боинга по новому самолету – это серьезно, но время есть – главное сделать надежный и экономичный движок (станет ли таким ТВ7-117СТ – посмотрим, пока все неутешительно…)
Таганрог продолжил выпуск Бе-200 в малых обьемах
Продолжено пр-во Ил-76МД-90, в небольших обьемах – ждем наращивания, по крайней мере вдвое – а оно все откладывается
Казань продолжила штучный выпуск Ту-214
Ил-96 – собраны из заделов, на 400М заказов НЕТ, соберут 1 или 2 самолета для СЛО…
По перспективам на 2021 год:
– 12 Суперджет
– 3 Бе-200
– 1 Ил-114 (тоже перестроенный из облетанного в 1998 г, поэтому в таблицу НЕ войдет)
– 2 Ту-214
– 4 Ил-76/78
– 2 Ил-96
– 3 МС-21
Всего – 27 самолетов – я остаюсь оптимистом! Ан-178 в список не включил – возможно что-то там и полетит, но что это будет – скорее всего перестроенный уже летавший борт с импортной начинкой. На перуанцев смотрю “с интересом” – такой наглой коррупции давно не было на этом рынке
Безусловно кризис с “пандемией” и резким сокращением перемещений людей в результате этого не мог не ударить по авиапрому, как и в какие сроки будет проходить восстановление – посмотрим, но оптимизма у меня нет, тут “забавно” другое – именно в это время у нас есть НЕБОЛЬШОЙ, но шанс – вернуть себе “долю рынка” – с Ил-114 и МС-21 (на Ил-96 надежд уже нет, как и на проект широкофюзеляжника с Китаем, можно скопировать Запад и сделать дальний МС-21) – но сможем ли мы в условиях нынешней РФ его реализовать – вот вопрос! И главный производственно-технологический вопрос тут – к нашим моторостроителям, конечно
Да, несмотря на резкое падение пр-ва на Западе (и “кризис Боинга”) наше гражданское авиастроение осталось в 2020 г. на уровне 2% мирового, т.е. на уровне стат.погрешности…
Напомню, что в Большой России/СССР в нач. 80-х выпускалось примерно по 300 пассажирских и транспортных самолетов в год – на нас приходилось до 20% мирового рынка.
Следует отметить, что в области военного авиастроения и вертолетостроения Россия занимает более весомое место в мире, хотя и там последние годы идет сокращение обьемов выпуска – при наращивании его в США и Китае