Австро-Венгрия, как “великая держава” просто не могла остаться в стороне от “дредноутной гонки” (https://nosikot.livejournal.com/4356701.html) и построила целую серию – 4 единицы. Наследникам развалившейся “лоскутной империи” ни один корабль не достался (логично – зачем югославам сильный флот?!)…


1) “Вирибус Юнитис” – Австро-Венгрия, головной своего типа (4 ед., заложен в 1910г., в строю с 1912г.), 20.000т, 152х27х8,2 м, 20 уз, 4х3х305-мм/45кал.(борт. залп-12), 12х150-мм (борт. залп-6), броня до 280мм, погиб 1 ноября 1918г., уже будучи включен во флот вновь образованной Югославии – взорван итальянскими боевыми пловцами (будущими знаменитыми “людьми-лягушками”) – его даже почти успели переименовать то ли в “Франкопан”, то ли в “Югославию”… Погибли примерно 400 человек – точно неизвестно, как неизвестно и то сколько вообще народу было на борту в ту ночь

ДАЛЕЕ:

Еще австрияк, с венгерским именем (построен в Хорватии – Фиуме/Пола, в строй вступил последним в декбре 1915 г.):

Этот потоплен итальянским торпедным катером 10 июня 1918 г. (погибли 89 моряков) – кто-то снял гибель корабля на “смартфон”:



С “одноклассниками” – 2 оставшихся передали Италии (“Тегетхоф”, разобран на металл) и Франции (“Принц Евгений”, потоплен на стрельбах, причем у борта предварительно взорвали торпеду…)

Активность этих дредноутов (кстати – первые в мире с 3-оружийными башнями!) в ходе войны:
– “Вирибус Юнитис” – доставил гробы убитых в Сараево эргерцога и его супруги в Триест (т.е. был катафалком!)
– в нач. августа 1914 г. 3 дредноута (“Иштвана” еще не было в строю!) вместе с 3 “полудредноутами” типа “Радецкий” выходили встречать “Гебен и “Бреслау”, но те ушли в Константинополь…
– в мае 1915 г. (через неск. часов после вступления Италии в войну) – обстрел Анконы (63 жертвы, разрушен купол собора), вновь с “Радецкими”
– июнь 1918 г. – неудачный поход на юг (см. выше гибель “Иштвана”) – под командованием М.Хорти (назначен в марте 1918 г. над всем флотом АВ, а начинал войну каперангом!) – в нем приняли участие все 4 корабля (на флагманском “В-Ю” и находилась сьемочная группа!)

Да, артиллерия на кораблях – естественно чешская, “Шкода”, пилзенская (снаряды ГК – 450 кг)

ГЭУ – котлотурбинная, для первых трех изготовлена в Триесте (как и сами корабли), для “Иштвана” – в Будапеште…

Бронирование признано “адекватным”, кроме ПТЗ – двойное дно на расстоянии 1,5 м – это “филькина грамота” или приговор для моряков

Своим противником на Адриатике австро-венгры традиционно считали итальянцев, несмотря на то, что те были их союзниками и входили в Тройственный союз (до тех пор пока не предали немцев и переметнулись к Антанте). Следует иметь в виду, что над итальянцами довлело поражение у Лиссы от австрийцев в 1866 г.
В итоге линейные силы сторон в бою не встретились, австрийцы учитывали, что итальянцев поддерживает британский средиземноморский флот и французы (последнее несущественно) и в основном держались в базах. Итальянцы же нашли выход в формировании и использовании легких сил (торпедные катера и боевые пловцы), а их крупные корабли попробовали свои силы на ТВД “в следующей серии”, против британцев – с предсказуемым результатом, так что надо полагать, что и австро-венгры им бы “шею намылили”, если бы представился случай…

P.S. Формально австрийские дредноуты вступили в строй раньше наших “Севастополей”, поэтому к началу 1-й Мировой их флот стоял выше нашего – например в справочниках “Джейнс”…

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.