Типичный дорожный знак на Шпицбергене

Шпицберген (Грумант, Свальбард) — арктический архипелаг на севере Европы площадью ок. 60 тыс кв.км (ледники — 60%). Зона вечной мерзлоты (до 200м), несмотря на это здесь чрезвычайно мягкий, для этих широт (76-81 град.с.ш.), климат — до -20 зимой и +5 летом — в среднем, во время нашего визита (4 августа) было +7. Ну а по виду — тундра с горами, примерно как под Тикси.
Шпицберген обитаем — 2.500 чел., четверть — русские (при СССР наших было больше, чем норвежцев).
Открыт в средние века поморами. С 17 века р-н хищнического промысла китов, моржей тюленей. До 1920 года был ничейной землей, но Норвегия, учитывая недавние 1-ю МВ и революцию в России подсуетилась и объявила Шпицберген своим

заморским владением, с правом других стран на экономическую деятельность. Протестов не последовало (я уже писал — до 30-х годов массово норвежцы браконьерили в Кольском заливе — до организации СФ и перевода кораблей с Балтики, нам было не до Шпицбергена, но дипломаты могли бы пару бумажек написать) и в 1925 году архипелаг объявлен неотьемлемой частью королевства. Хозяйственная деятельность формально не ограничена, но обставлена огромным кол-вом правил, в т.ч. природоохранных, так что практическая реализация сопряжена с непреодолимыми трудностями.
Половина территории архипелага — национальные парки. Экономика — добыча угля, туризм, наука и обслуживание. Коммерческую добычу угля (оч.высокого качества) сейчас ведут только норвежцы в Свеагруве (4 млн.т в год). Из трех поселков нашего Арктикугля — Баренцбург, Грумант, Пирамида — остался лишь первый (два оставлены людьми и законсервированы), добыча угля ведется только для своих местных нужд. В советское время в наших поселках был бытовой коммунизм — одежда, продукты питание и пр. были бесплатны, люди увозили на континент сверхвысокую з/п (примерно равную норвежской) целиком — машина за сезон выходила в легкую! Сейчас Арктикуголь «грозится» возобновить добычу, но пока предприятие ПОЛНОСТЬЮ убыточное, дотируется в интересах сохранения нашего присутствия на архипелаге.
Это вступление…
Корабль прибыл в порт столицы Шпицбергена — поселка Лонгйирбьен (или просто Лонгйир) рано утром, экскурсий у нас не было, пошли «в город» на своих двоих.
ФОТО буду давать небольшими партиями:


Порт Лонгйира


Другой берег Адвентфьорда покрыт туманом


Туристы грузятся на экскурсию по фьорду


Вообще не мертвое место, судя даже по этим моим кадрам!

Вокруг следы прошлой и нынешней человекодеятельности — от добычи угля норвежцы решительно перешли к сфере услуг, например открыли на Шпицбергене хранилище образцов культурных растений для всех стран Земли, принимают коллекции на хранение в вечной мерзлоте, берут за это деньги немалые — мол если вдруг что вы все обратно получите! Разумно — а то в Питере все пытались коллекцию ин-та Вавилова выкинуть на хрен, здание под торгцентр, а опытные поля и сады — под дачные уч-ки (последнее время что-то затихло — то ли отстали, то ли развалили, не следил…), так что тут, в Арктике, спокойнее для семян. Зато вот в Баренцбурге Арктикуголь, пока уголь не добывает, даже не чешется по поводу альтернативных видов деятельности — открыли бы тематический парк советского периода (на пару с Диснеем), с шахтерско-арктическим уклоном, договорились бы с круизниками о туристах…
ФОТО:


Так таскали уголь — раньше


Туман понемногу рассеивается


Старое и новое: гусеничный транспортер и минивэн Рэдисона


Скульптура


речка называется как и город — а-ля Москва

 

Дошли до города, но оставили его на потом, решили осмотреть «окрестности». Это непросто — по дороге людей атакуют крайне агрессивные крачки, сидящие по краям дороги в ожидании прохожих. Висит поясняющий плакат (хотел снять на обратном пути, но возвращались на попутке…) — птицы атакуют самую верхнюю точку существа, т.е. у человека — макушку, поэтому надо взять палку и просто вертикально поднять ее над головой! Плюнул, прошел так (хотя зонты были в рюкзаке!), а кому-то не повезло (см. фото).
ФОТО:


Вот и город! Туда потом…


Многофункциональный центр — НИИ, филиал университета, музей и пр.


Еще одна улица направо, но нам — налево!


Вот такой тут транспорт (см. прицеп к снегоходу)


Арктические одуваны


Разноцветный Лонгйир


На переднем плане в центре — опасная птица!


Снимал впопыхах, кадр не получился, но видно, что мужику несладко


Вот они, злыдни…

Преодолев пустырь со смертельно опасными птицами попали на хаскоферму (ВИДЕО см. по ссылке внизу!) — разводят собак и возят на них туристов! Тут же организована продажа оленьих шкур, рогов (героя «Белой кошки, черного кота» бы сюда!) и тискание щенков — пользуется популярностью! Обьяснимо, но занятно, что собаки рвутся в упряжку сами — им все лучше побегать, хоть и с грузом, чем в вольере сидеть!
ФОТО:


Человек собаке друг!


Все любят ласку!


Щенки, 2 недели


Что-то вроде типовой заимки


Склад «товаров длительного пользования»


Заимка снаружи


Город уже прошли


Народ хочет кататься


Пейзаж


Идем дальше…

Далее был дорожный знак (см. первое фото, вверху поста), с медведем и предупреждением, что дальше, мол, вы идете на свой собственный риск (вообще необходимо брать с собой оружие за город и уметь с ним обращаться, нет своего — сдадут винтовку в аренду!). Пошли только мы и перед нами два интуриста. Их хватило метров на 500, они остановились, дождались нас и спросили, что мы думаем по поводу «собственного риска»? Ну а вы то что думали и уже полкилометра прошли?! В общем мы пошли дальше, а они повернули назад…
ФОТО:


Еще пейзаж


Дорога не грунтовка, а углевка


Остатки старых углеразработок, продолжается и подвесная дорога


Центр исследования углекислого газа — здесь пробуют его извлекать из атмосферы и закачивать в подземные хранилища

В общем, на центре изучения углекислоты (нашли, блин, место где СО-два изучать — приехали бы в Москву, что ли…) мы свой анабазис закончили (отошли на 5 км от города). но вот возвращаться назад пехом было влом — поймали попутку с аборигеном и в цивилизацию! Но об этом во второй части.

Другие отчеты тут:

— Запрет Лужковым гей-парадов на Амстердам не действует, оказывается!*: http://nosikot.livejournal.com/1200151.html
— Трудности ведения политработы в Амстердаме*: http://nosikot.livejournal.com/1200764.html
— Морской музей в Амстердаме*: http://nosikot.livejournal.com/1202083.html
— История Голландии, евреи и каналы Амстердама*: http://nosikot.livejournal.com/1203255.html
— Загрузка на корабль, Роттердам*: http://nosikot.livejournal.com/1202791.html
— Ганзейский город Люнебург*: http://nosikot.livejournal.com/1210888.html
— Вольный и ганзейский город Гамбург*: http://nosikot.livejournal.com/1221146.html
— Берген — древняя столица Норвегии*: http://nosikot.livejournal.com/1224013.html
— Тромсё — ворота в европейскую Арктику*: http://nosikot.livejournal.com/1225717.html
— Круиз, дни в море*: http://nosikot.livejournal.com/1231499.html

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.