Ч.1 — https://nosikot.livejournal.com/5154355.html
Ч.2 — https://nosikot.livejournal.com/7015206.htmlТ.о. перед началом РЯВ у нас в строю было 18 новых (меньше 10 лет) крейсеров с современной артиллерией (+1 вступил в строй во время войны — «Олег»), к началу 1-й МВ их стало 15 (включая «Алмаз»; еще 6 вступили в строй, но 10 были потеряны).
Тогдашним современным требованиям эти корабли уже не удовлетворяли, поэтому планировалось строительство новых. В 1913-14 гг было заложено 10 кораблей — 8 типа «Бутаков» (две подсерии по 4 ед. — балтийская и черноморская) в России и 2 типа «Невельской» в … Германии! ГК — 130-мм на обоих проектах.
НИ ОДИН из этих кораблей до конца 1-й МВ в строй нашего флота не вошел. Германцы свои два конфисковали, 1 из них («Эльбинг», бывш. «Невельской») погиб в 1916 г. во время Ютландского сражения (опять «англичанка гадит!), а второй («Пиллау», бывш. «Муравьев-Амурский», принимал участие в оперции в Рижском заливе против нас в 1917 г.) в 1920 г. передан Италии, получил имя «Бари» и был потоплен американской авиацией в 1943 г. в Ливорно (поднят и разобран в 1948 г.).


Итальянец «Бари» (бывш. «Муравьев-Амурский») в Венеции

Из новых крейсеров нашей постройки:

2 на воду не спускали, разобрали на стапеле, остальные спущены в 1915-16 гг, «Грейг» и «Спиридов» достроены в 1926 г. как танкеры (!) «Азнефть» и «Грознефть», первый погиб в шторм на рейде Туапсе в 1937г., второй превращен в 1934 г. в несамоходную баржу, дважды затоплен в Мариуполе — в 1941 г. нашими, в 1943 г. немцами, дважды же был поднят, сдан на слом в 1952 г.


Бывш. «Спиридов»/»Грознефть» в Мариуполе

Недостроенный «Бутаков» в 1940-41 гг даже назывался «Авророй» (!), его планировали достроить как учебный крейсер, но в 1942 г. он был потоплен огнем немецкой артиллерии в Ленинграде (торг.порт), после войны поднят и в 1952 г. сдан на слом.
«Светлана», «Нахимов» и «Лазарев» достроены в 1927-28 гг, как «Профинтерн» (позже «Красный Крым»), «Червона 404» и «Красный Кавказ» (последний достроен в 1932 г. по измененному проекту с орудиями ГК 180-мм). «Червона 404» в 1941 г. потоплена в Севастополе немецкой авиацией, поднята в 1947 г., переоборудована в корабль-мишень (выброшена на мель для отработки ударных задач авиацией). «Красный Крым» и «Красный Кавказ» принимали активное участие в ВОВ, перевезли десятки тысяч человек десанта, пополнения, раненых, эвакуируемых, сотни тонн грузов и вооружения, израсходовали тысячи снарядов (больше 3.000 130-мм и около 500 180-мм). «Красный Крым» первым из кораблей ЧФ вошел в освобожденный Севастополь в ноябре 1944 г., с 1949 г. учебный крейсер, с 1953 г. плавказарма, в 1959 г. сдан на слом. «Красный Кавказ» с 1947 г. учебный крейсер, в 1952 г. переоборудован в корабль-мишень, в том же году потоплен при испытаниях ПКР «Комета».


«Красный Кавказ» — его хотели перевооружить на ГК 4х2х152-мм, но состояние не позволило

«Красный Крым» салютует при входе в Севастополь, 5 ноября 1944 г.

Проект 78 — учебный крейсер из «Бутакова»

Т.о. из 10 заказанных и начатых постройкой кораблей флот получил только 3 и на полтора десятилетия позже… Одна из причин пренебрежения достройкой легких крейсеров в период 1-й МВ — вступление в строй флота эсминцев типа «Новик» с мощным артиллерийским вооружением (торпедное себя, надо признать, не оправдало!), к-рые и выполняли крейсерские функции на закрытых ТВД Балтики и Черноморья.
Но, зато, были и незапланированные пополнения крейсерами: о выкупленном «Варяге» и его судьбе я уже писал в Ч.1, вместе с ним выкупили и бывш. броненосец «Пересвет» (в японском флоте «Сагами»), перечислив его в класс крейсеров (артиллерия ГК — 254-мм). При переходе с Дальнего Востока погиб в 1916 г. на германской мине в Средиземном море.
И последний: в 1915 г. у Одессы подорвался на мине турецкий крейсер «Меджидие» (американской постройки), на всякий случай его торпедировал еще и турецкий эсминец, но наши подняли корабль и в 1916 г. ввели в строй (перевооружив на 130-мм артиллерию). В 1918 г. захвачен в Севастополе германскими войсками и возвращен туркам. Списан в 1947 г., разобран в 50-е.


«Прут» в составе ЧФ

 

Итого, в начале 30-х годов наш флот имел всего 3 (ТРИ) крейсера! Это, конечно, не считая «Авроры», «Коминтерна» и «Амура». Т.е. за очередное 20-летие (начиная с закладки «Светлан» до вступления в строй «Красного Кавказа») наш флот начал стр-во 10 крейсеров, но большинство из них так и не получил — бесполезные затраты налицо, хотя и не такие катастрофические, как в классе линкоров — крейсера, всё же, дешевле…
Следующая часть — сталинская.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.