Т.о. перед началом РЯВ у нас в строю было 18 новых (меньше 10 лет) крейсеров с современной артиллерией (+1 вступил в строй во время войны – “Олег”), к началу 1-й МВ их стало 15 (включая “Алмаз”; еще 6 вступили в строй, но 10 были потеряны).
Тогдашним современным требованиям эти корабли уже не удовлетворяли, поэтому планировалось строительство новых. В 1913-14 гг было заложено 10 кораблей – 8 типа “Бутаков” (две подсерии по 4 ед. – балтийская и черноморская) в России и 2 типа “Невельской” в … Германии! ГК – 130-мм на обоих проектах.
НИ ОДИН из этих кораблей до конца 1-й МВ в строй нашего флота не вошел. Германцы свои два конфисковали, 1 из них (“Эльбинг”, бывш. “Невельской”) погиб в 1916 г. во время Ютландского сражения (опять “англичанка гадит!), а второй (“Пиллау”, бывш. “Муравьев-Амурский”, принимал участие в оперции в Рижском заливе против нас в 1917 г.) в 1920 г. передан Италии, получил имя “Бари” и был потоплен американской авиацией в 1943 г. в Ливорно (поднят и разобран в 1948 г.).
Итальянец “Бари” (бывш. “Муравьев-Амурский”) в ВенецииИз новых крейсеров нашей постройки:

2 на воду не спускали, разобрали на стапеле, остальные спущены в 1915-16 гг, “Грейг” и “Спиридов” достроены в 1926 г. как танкеры (!) “Азнефть” и “Грознефть”, первый погиб в шторм на рейде Туапсе в 1937г., второй превращен в 1934 г. в несамоходную баржу, дважды затоплен в Мариуполе – в 1941 г. нашими, в 1943 г. немцами, дважды же был поднят, сдан на слом в 1952 г.


Бывш. “Спиридов”/”Грознефть” в Мариуполе

Недостроенный “Бутаков” в 1940-41 гг даже назывался “Авророй” (!), его планировали достроить как учебный крейсер, но в 1942 г. он был потоплен огнем немецкой артиллерии в Ленинграде (торг.порт), после войны поднят и в 1952 г. сдан на слом.
“Светлана”, “Нахимов” и “Лазарев” достроены в 1927-28 гг, как “Профинтерн” (позже “Красный Крым”), “Червона 404” и “Красный Кавказ” (последний достроен в 1932 г. по измененному проекту с орудиями ГК 180-мм). “Червона 404” в 1941 г. потоплена в Севастополе немецкой авиацией, поднята в 1947 г., переоборудована в корабль-мишень (выброшена на мель для отработки ударных задач авиацией). “Красный Крым” и “Красный Кавказ” принимали активное участие в ВОВ, перевезли десятки тысяч человек десанта, пополнения, раненых, эвакуируемых, сотни тонн грузов и вооружения, израсходовали тысячи снарядов (больше 3.000 130-мм и около 500 180-мм). “Красный Крым” первым из кораблей ЧФ вошел в освобожденный Севастополь в ноябре 1944 г., с 1949 г. учебный крейсер, с 1953 г. плавказарма, в 1959 г. сдан на слом. “Красный Кавказ” с 1947 г. учебный крейсер, в 1952 г. переоборудован в корабль-мишень, в том же году потоплен при испытаниях ПКР “Комета”.


“Красный Кавказ” – его хотели перевооружить на ГК 4х2х152-мм, но состояние не позволило

“Красный Крым” салютует при входе в Севастополь, 5 ноября 1944 г.

Проект 78 – учебный крейсер из “Бутакова”

Т.о. из 10 заказанных и начатых постройкой кораблей флот получил только 3 и на полтора десятилетия позже… Одна из причин пренебрежения достройкой легких крейсеров в период 1-й МВ – вступление в строй флота эсминцев типа “Новик” с мощным артиллерийским вооружением (торпедное себя, надо признать, не оправдало!), к-рые и выполняли крейсерские функции на закрытых ТВД Балтики и Черноморья.
Но, зато, были и незапланированные пополнения крейсерами: о выкупленном “Варяге” и его судьбе я уже писал в Ч.1, вместе с ним выкупили и бывш. броненосец “Пересвет” (в японском флоте “Сагами”), перечислив его в класс крейсеров (артиллерия ГК – 254-мм). При переходе с Дальнего Востока погиб в 1916 г. на германской мине в Средиземном море.
И последний: в 1915 г. у Одессы подорвался на мине турецкий крейсер “Меджидие” (американской постройки), на всякий случай его торпедировал еще и турецкий эсминец, но наши подняли корабль и в 1916 г. ввели в строй (перевооружив на 130-мм артиллерию). В 1918 г. захвачен в Севастополе германскими войсками и возвращен туркам. Списан в 1947 г., разобран в 50-е.


“Прут” в составе ЧФ

 

Итого, в начале 30-х годов наш флот имел всего 3 (ТРИ) крейсера! Это, конечно, не считая “Авроры”, “Коминтерна” и “Амура”. Т.е. за очередное 20-летие (начиная с закладки “Светлан” до вступления в строй “Красного Кавказа”) наш флот начал стр-во 10 крейсеров, но большинство из них так и не получил – бесполезные затраты налицо, хотя и не такие катастрофические, как в классе линкоров – крейсера, всё же, дешевле…
Следующая часть – сталинская.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.