Самым мощным артиллерийским кораблем нашего флота, после списания линкоров, стал монитор «Выборг» — бывш. финский ББО «Вяйнямейнен»

Это продолжение поста о глобальном соотношении сил на море (по артиллерийским кораблям см.тут: http://nosikot.livejournal.com/1870801.html).
К балтийским берегам выходят несколько наций, большинство из к-рых трудно заподозрить в симпатиях к России, соответственно они строили свою морскую политику с оглядкой на наш флот. Германия «всю дорогу» пыталась догнать или хоть «ущучить» англосаксов (последнее, в основном, — крейсерской или подводной войной), у малых стран тут были особенно популярны ББО. Но в 1945 г. «кое-что» изменилось:
— Германия разгромлена, ее флот либо уничтожен, либо поделен
— Польша стала нашим союзником
— Прибалтийские республики воссоединены с Россией
— Норвежские и датские корабли потоплены немцами или союзниками
Но была одна страна, флот к-рой в войне почти не пострадал и чьи кораблестроительные программы напрямую ставились в зависимость от состояния и планов развития нашего Балтфлота — это Швеция (см. об этом, так же, тут: http://nosikot.livejournal.com/1891375.html)
Отбросим пока эсминцы и подлодки, посмотрим, что у шведов было к 1945 году:

— крейсер «Фильгия» (1907г., 5.000т, 23 уз)


Бортовой залп 6 (3х2) 152-мм орудий

— Крейсер-гидроавианосец «Готланд» (1933 г., 5.600т, 27 уз)


Бортовой залп 6 (3х2) 152-мм орудий

— 2 ББО типа «Аран» (1902-3 гг, 3.700т, 17 уз)


Бортовой залп 2х1х210-мм и 3х152-мм орудий

— ББО «Манлихегетен» (типа «Аран», 1904 г., модернизирован в 1940-41 гг, 3.800т, 17 уз)


Бортовой залп 2х1х210-мм и 3х152-мм орудий

— ББО «Оскар II» (1907 г., 4.500т, 18 уз)


Бортовой залп 2х1х210-мм и 2х2х152-мм орудий

— 3 ББО типа «Свериге» (1917-22 гг, первоначально планировалось построить не меньше 7 таких броненосцев — в противовес нашим дредноутам, но потом, глядя на состояние постреволюционного Балтфлота шведы решили не напрягаться, 7.800т, 23 уз — скорость рассчитывали глядя на «Гангуты»!)


Бортовой залп 2х2х283-мм и 3х1х и 1х2х152-мм орудий

Т.о. 9 единиц, с бортовым залпом 12х283-мм, 8х210-мм и 28х152-мм!

А у нас (из «самоходных»!) — только «Гангут»/»Октябрьская революция» и 2 крейсера пр. 26, т.е. 3 корабля и 12х305-мм и 18х180-мм
Правда в 1947 году шведы списали 2 ББО типа «Аран», но получили два новейших крейсера типа «Тре крунур» (9.300т, 33 уз)


Бортовой залп 7 (2х2 и 1х3) 152-мм орудий

А мы в 1946-47 гг получили «Макаров»/»Нюрнберг» и «Выборг»/»Вайнамойнен» + 9х150-мм и 4 (2х2) 254-мм
В 1950 г. БФ получил «Чкалова»/»Комсомольца» (еще 2 крейсера пр. 68К практически сразу после вступления в строй перевели на СФ, см. тут: http://nosikot.livejournal.com/1837001.html), 12 (4х3) 152-мм, ну а с 1952 г. вступают в строй крейсера пр. 68-бис (на БФ их останется 3 единицы), по 12 (4х3) 152-мм
И только тут шведы постепенно списывают свои броненосцы: «Манлихегетен» и «Оскар II» — в 1950 г., «Фильгия» и «Свериге» в 1953 г., еще 2 ББО типа «Свериге» — в 1957 г., «Готланд" в 1960 г., «Тре крунур» в 1964 г., а его собрат — «Гета Леон» в 1971 г. продан Чили! Причем разоружались и попадали на слом шведские корабли через несколько лет после списания (последний ББО типа «Свериге» — «Густав V» «отправили» только в 1970 г.), а орудийные башни передали береговой обороне, где большая часть и продолжает службу.
Наступала новая эра — ракетная и шведский флот первым, за пределами России, получил на вооружение ПКР (ЭМ типа «Халланд» в 60-е годы), но это совсем иная история…


ПКР Rb08 на ЭМ «Смалланд» типа «Холланд»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.