Речь тут пойдет не о пилотируемых полетах – о них и перспективных КК все более-менее ясно (или будет ясно в ближайшие неск. лет) – я о запусках американскими РН ИСЗ различного назначения. И роли в этом процессе наших РД.
Речь идет о 3-х типах:
– НК-33 (создан ок. 50 лет назад для РН Н-1Ф, в сер. 90-х закуплено из наличия 37 двигателей на сумму 40 млн.долл., доработаны и переименованы в AJ-26) для РН “Антарес”
– РД-181 (создан на базе РД-191 для РН “Ангара”, в 2014-16 гг подписан контракт и реализован опцион на 28 двигателей на сумму ок. 320 млн.долл.) для тех же РН “Антарес”
– РД-180 (ополовиненная экспортная версия РД-170 для РН “Энергия”, все права и КД на эту модификацию проданы США по контракту 1997 г., но пр-во осталось в РФ, всего был заказан 101 двигатель на сумму 1 млрд.долл. + есть доп. соглашение еще на 20 ~ 200 млн.долл.) для РН “Атлас III” и “Атлас 5”
Да, все упомянутые выше двигатели используются американцами в 1-х ступенях РН

Запуски РН с нашими двигателями начались в США в 2000 г., посмотрим какую долю в общем кол-ве они составляли по годам:

Год                    Всего запусков американских РН*              В т.ч. с нашими двигателями              %

2000                                         26                                                              1                                                          4
2001                                         22                                                              –                                                           –
2002                                         17                                                              2                                                         12
2003                                         23                                                              4                                                         17
2004                                         16                                                              2                                                         13
2005                                         12                                                              3                                                         25
2006                                         18                                                              2                                                         11
2007                                         19                                                              4                                                         21
2008                                         15                                                              2                                                         13
2009                                         24                                                              5                                                         21
2010                                         15                                                              4                                                         27
2011                                         18                                                              5                                                         28
2012                                         13                                                              6                                                         46
2013                                         19                                                            10                                                         53
2014                                         23                                                            12                                                         52
2015                                         20                                                              9                                                         45
2016                                         22                                                              9                                                         41
2017                                         29                                                              7                                                         24
2018                                         34**                                                           7                                                         21
2019                                         27**                                                           4                                                         15
2020                                         44**                                                           7                                                         16

2021                                         51**                                                            6                                                         12

2022                                         87**                                                            9                                                         10

2023 (14/11)                          110**                                                           3                                                          3

ИТОГО                                   625                                                            106                                                       17

неудачные запуски отдельно не отмечены
* вкл. запуски “Шаттлов”
** вкл. запуски РН “Электрон”

Как видно доля запусков американских РН с нашими двигателями довольно неровно росла в 0-е годы, затем резко подскочила до примерно половины (сказался и уход “Шаттлов” с орбиты), а c 2017 г падает – из-за “Фалконов”…
Но вопрос то в другом – а вообще стоит ли полтора миллиарда баксов передача накопленных поколениями наших инженеров-конструкторов/технологов наработок в к-рых мы действительно лидировали?! Да, для конкретного предприятия это деньги (хотя из них далеко не все до них дойдут!), а вот для страны, даже для РФ сейчас – нет.
Да, США не воспроизвели ни НК-33, ни РД-180 у себя (вряд ли они и ставили себе и своей пром-сти такую задачу), но технические и конструктивные решения и подходы (+ требования к материалам, допускам и пр.) досконально изучены и наверняка будут применяться (и уже применяются) в их изделиях – несмотря на разные школы и технологии это не “Верхняя Вольта”…
В результате мы проиграли даже в коммерции – имея передовые и надежные ракетные двигатели занимаем на рынке запусков незначительную долю частенько не доводя “конечный продукт” до орбиты…
Просто космическая отрасль сверхдержавы НЕ может держаться на экспортных заказах чего-либо – даже двигателей – страна сама ее должна загружать своими проектами – или это уже не сверхдержава – все просто (хотя какое-то время – сложное, например, можно и за счет экспорта пережить – но НЕ спать это время, а работать над новым!)
Об аналогичном положении со строительством ДОС я уже писал – за гроши передали наши “умения” американцам (и китайцам) и сами остались ни с чем – возможности РФ в настоящее время восстановить на орбите собственную ДОС – не более чем призрачны…

Еще космические статистики:
Запуски США – http://nosikot.livejournal.com/4124646.html
Запуски РФ – http://nosikot.livejournal.com/3322647.html
Запуски СССР/России – http://nosikot.livejournal.com/3320688.html
Запуски “прочих” стран: http://nosikot.livejournal.com/3302646.html
Запуски “Протонов”: http://nosikot.livejournal.com/3293620.html
Запуски к МКС: http://nosikot.livejournal.com/3250927.html
Запуски ГЛОНАСС: http://nosikot.livejournal.com/3299653.html
Запуски с других небесных тел к Земле: http://nosikot.livejournal.com/4117431.html
Статистика по королевским “семеркам”: http://nosikot.livejournal.com/3887928.html
Исследования Марса: http://nosikot.livejournal.com/3898974.html
Разведывательные спутники на орбите: http://nosikot.livejournal.com/4027085.html
Илюха Масков: https://nosikot.livejournal.com/4199067.html
Разгонные блоки: https://nosikot.livejournal.com/5296403.html
Первые в космосе со своими спутниками: https://nosikot.livejournal.com/5318549.html

P.S. Здесь не учтен, естественно, европейский РН “Вега” 4-я ступень к-рого – РД-493 разработанный в КБ Южное на базе двигателя МБР Р-36

4 комментария к «Доля наших двигателей в космических запусках американцев упала до минимума»
  1. Не могут же они вечно у нас покупать да и не хотят. Скоро свои продаваны найдутся

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.