Греки в 2017 году отремонтировали свой броненосный крейсер “Аверофф” (или “Счастливый дядя Джо”) – единственный

сохранившийся в мире корабль этого класса.
Построили крейсер именно на добровольные пожертвования (вспомним “Эмира Бухарского” или “Москвитянина” – народ 100 лет назад был более патриотичен или менее прижимист), причем есть легенда, что почти треть суммы из требуемого почти 1 млн.ф.ст. дал один из богатых греков-эмигрантов – Георгиос Аверофф (не совсем греческого происхождения по крови, правда, в юности уехал в Египет, там и сколотил состояние на ростовщичестве и спекуляциях земельными участками) – на самом деле к моменту покупки корабля он был уже 10 лет как мертв и раскошелились его потомки – в числе других греков.
Сам крейсер был заложен как “Генуя” – на верфи “Орландо” в одноименном городе в 1907 г. – 3-й корабль в серии крейсеров типа “Пиза”, но затем случился кризис (капитализмус!) и в 1909 г. удалось сбагрить недострой грекам. В марте 1910 г. – уже как “Аверофф” – корабль спустили на воду, а в мае 1911 г. его принял греческий флот (без б/п – за ними сразу пошли в Британию, заодно на коронацию Георга V, там же на корабле случился первый мятеж и посадка на мель…).
В отличии от итальянских одноклассников грек имел другую артиллерию ГК – тоже британскую, но меньшего калибра – ГК 234-мм вместо 254-мм (в башнях 2х2, кроме того артиллерия СК – 190-мм в башнях 4х2).
В/и 10.200т, ГЭУ 19.000 л.с. (ПМ 3-го расширения и 22 котла Бельвиля), скорость до 22,5 уз, бронирование – пояс и башни до 203 мм, рубка – 178 мм, палуба – 50 мм, экипаж – 670 чел.
Крейсер принял учатие в Балканской, 1-й Мировой (стоял в Константинополе в 1918 г.) , греко-турецкой  и 2-й Мировой войнах (ушел из Греции, британцы послали его в Индийский океан – но он и японцев избежал), на нем произошло 3 мятежа, серьезных повреждений избежал (отсюда и прозвище – см. выше!), в 1952 г. переведен в резерв, в 1984 г. стал музеем (недалеко от Пирея – но пешком от ВМ музея Греции не дойти!).
Лет 15 назад я его посетил и даже вроде бы фото оцифровал, но пока не нашел…
Смотрим еще фото корабля – старые и новые:






С броненосными крейсерами этого и предыдущего (“Гарибальди”) типов связан первый успех итальянской оборонки на внешнем рынке – об этом отдельно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.