Первая подлодка постройки Кокумс – “Звардфискен” больше 100 лет назад – в 1914 году

Была в Швеции такая компания – Кокумс – давно и долго строит подводные лодки (недавно еще и стелс-корветы) для национальных ВМС. Компания была до 1999 года государственной, ценным активом считался опыт в снижении шумности и внедрении двигателей Стирлинга на ПЛ
На мировом рынке успехов было немного, по подлодкам всего три:

– поставка и модернизация НАПЛ в Сингапур (см. тут: http://nosikot.livejournal.com/1375643.html)
– постройка по проекту компании ДЭПЛ в Австралии, правда корабли оказались не очень удачными (см. тут: http://nosikot.livejournal.com/296966.html)
– продажа Японии лицензии на двигатели Стирлинга для НАПЛ (причем там недавно решили от них отказаться, см. тут: http://nosikot.livejournal.com/1847526.html)
Зато есть в Евросоюзе (куда Швеция вступила в 1995 года) страна более умудренная в подводном кораблестроении – Германия и есть там ведущая по направлению фирма – HDW, вот шведы и решили продать им – европейским братам – свой Кокумс. Продали, свесили ножки и стали ждать у моря погоды – новых экспортных контрактов и новых НАПЛ типа А26 для шведского флота – мол, с немцами нам теперь всё по плечу!
А кроме того немцы “затаили хамство” на шведов за австралийский заказ – сами то хотели пропихнуть ПЛ на базе аргентинских типа TR1700 (одна из к-рых пропала год назад в Юж.Атлантике – недавно, вроде, нашли)
Основными направлениями работы считались:
– уже упомянутые НАПЛ нового поколения А26 для ВМС Швеции
– продолжение поставок ПЛ для Сингапура
– участие в конкурсе на поставку 12 НАПЛ ВМС Австралии (сумма контракта 50+ млрд.долл.), тем более, что там сейчас “всё чудесатей и чудесатей”
Первые трения начались по А26 – немцы заявили, что если внедрить на лодки всё, чего хочет шведский заказчик, то цена будет космической (но при этом с интересом изучали наработки шведских военных и предприятий кооперации в этой сфере).
В 2005 году сам HDW был куплен немецкой группой Тиссен, оттуда приехали “оптимизаторы” и заявили: шведы не должны больше разрабатывать и строить боевые ПЛ, пусть сосредоточатся на сверхмалых и ДУПА!
В результате препирательств шведское МО закрыло инженерам Кокумс (т.е. теперь филиалу немецкой HDW) доступ ко всем материалам по проекту А26 и передало заказ СААБу – в его новое отделение “Морские системы”. Туда же начали переманивать и оставшихся в Кокумс шведских инженеров – после предложения в 2013 году выкупить фирму обратно, отвергнутую немцами. Немцы удвоили своим шведам з/п…
А дальше всё пошло чисто “по-европейски”: 8 апреля 2014 года два грузовика со шведскими вооруженными солдатами (не полицейскими!) прибыли к правлению верфи Кокумс в Мальмё и просто изьяли всю документацию, к-рую посчитали принадлежащей минобороны страны (без каких-либо решений суда и пр.).
Тогда немцы согласились на продажу Кокумса СААБу, что и было оформлено 22 июля…
Зато за это время немцы пропихнули Сингапуру свои НАПЛ пр. 218 (см. тут: http://nosikot.livejournal.com/1375643.html) и предложили австралам НАПЛ нового пр. 216 (правда в результате неудачно – франузы обошли). А сколько всего они успели у шведов передрать за 15 лет – ну кто их знает…
Так что живут в Евросоюзе все просто душа в душу! И ждут новых лопухов – кого еще можно обокрасть…
Зато наверное будут теперь новые шведские ПЛ фирмы СААБ !
Впрочем, с помощью СААБа кокумсяне не уныли – проводят модернизацию НАПЛ типа “Готланд” (первая готова летом этого года, вторая будет закончена в след.году, судьба третьей обсуждается), подписали с местным МО контракт на 2 НАПЛ А26 (первая даже “заложена” в 2015 г, но пока еще и проект НЕ завершен), ведут переговоры с голландцами (им нужны лодки побольше – в дело пойдут австралийские наработки), а недавно и поляки приехали – отказались от французских ПЛ (как и от вертолетов) и, возможно, возьмут шведские!

 

 

4 комментария к «Евросоюз почти убил шведскую оборонную отрасль, но шведы-“стойкие оловянные солдатики”!»
  1. По части техники шведы молотки, всё время выдают что-нибудь этакое.

    1. Танков уже нет, самолеты – с чужими движками и БРЭО, крупных надводных нет, но ПЛ строят

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.