Малайская подлодка “Т.А.Рахман” типа “Скорпен” – последняя построенная во Франции на экспорт – сдана заказчику в январе 2009 г. (вторая однотипная строилась в Испании с участием французской кооперации – cовместный проект и вступила в строй примерно через год)

ПЛАРБ “Террибль” типа “Триомфан” – последняя ПЛ построенная во Франции для своего флота – формально вошла в строй осенью 2010 г., но корабль был готов уже в 2009 г. – задержка была за ракетчиками с их новой БРПЛ М51 (по “Сюффрену” – см. ниже)

Посмотрим почему и как так вышло:

– да, в настоящее время Франция строит для своего флота серию АПЛ типа “Сюффрен” (по проекту “Барракуда”) из 6 единиц. Но головной корабль был заложен аж в декабре 2007 г., спущен на воду в июле 2019 г. (“обещали” ввести ПЛ в строй в 2021 г. – после испытаний – темпы вполне “наши” – но полная боеготовность вроде бы достигнута только в 2022 г), еще 4 АПЛ заложены, для последней создаются заделы. Понятно всегда есть проблемы с финансированием, но “злые языки” утверждают, что французы столкнулись с трудностями при создании реактора для своих новых АПЛ. Эти трудности двух типов: а) организационные – лидер французского “атомпрома” – компания АРЕВА – переживает непростые времена и с 2016 г. проходит через реорганизацию, в ходе к-рой специально образованному гос-вом консорциуму было продано отделение (“Техникатом”) по созданию корабельных ЯЭУ; б) технические – в отличии от Британии, получающей по специальному соглашению всю необходимую информацию по области атомных технологий (ЯБЧ, ЯЭУ и т.д.) от США Франция такого доступа не имеет и вынуждена добиваться многого сама (что, впрочем, не исключает эпизодической помощи США в этих с смежных вопросах) – да, им удалось создать до этого несколько типов корабельных реакторов (для ПЛ и АВ “де Голль”), но в случае с “Сюффренами” необходимо было пересмотреть компоновку и МГХ реактора, вдобавок заказчик занялся “волюнтаризмом” – дал “нереальные планы” по шумности установки – просто естественной циркуляции теплоносителя в 1-м контуре оказалось недостаточно (хотя это и дало впечатляющие результаты, продемонстрированные американам в ходе совместных учений)… “Говорят” ТЗ в полном обьеме так и не было выполнено – но стр-во АПЛ продолжилось…
– Франция добилась впечатляющих успехов на внешнем рынке ПЛ – а) Индия строит у себя по лицензии 6 ПЛ типа “Скорпен”/”Кальвари” – 4 в строю, 2 спущены на воду; б) Бразилия строит у себя 4 ПЛ типа “Скорпен” – 1 на испытаниях, 1 спущена на воду (+ Франция помогает Бразилии в постройке первой АПЛ); Но это все лицензии – да, в рамках данных соглашений французская “оборонка” участвует в кооперации, но целиком корабль с начала до конца не строит! Вдобавок потеряна Испания как партнер в подотрасли (с кон. 60-х годов!) – она теперь пытается строить, “с грехом пополам” и иностранной помощью ПЛ своего типа – S-80, выйдя и из проекта “Скорпен”

Франция вроде бы выиграла австралийский конкурс на постройку там 12 ПЛ “нового поколения” (должны были быть созданы на базе неатомной версии “Сюффрен” – готовность тех.проекта к кон. 2021 г.). С самого начала проект сопровождали скандалы – и вот – полный провал – Австралия закажет атомные ПЛ у англосаксов – подробностей пока нет, но у французов “облом”. Зато теперь они пихают свои АПЛ Индии и Корее – “союзники” внимательно наблюдают
А ведь раньше французское кораблестроение выпускало ПЛ – конечно не “как сосиски”, но в товарном кол-ве:
(годы по вводу в строй):
– 1957-68 гг (11 лет) – 22 ДЭПЛ (вкл. опытовую ракетную “Жимнот”, 6 типа “Нарвал”, 4 “Аретьюз” и 11 типа “Дафне”, в т.ч. 2 последних – на экспорт); до этого – в кон. 40-х-нач. 50-х были достроены (с изменениями в проекте) заложенные в кон. 30-х 5 ПЛ типа “Креол”; 2 ПЛ типа “Дафне” были потеряны в 1968 и 1970 гг по до конца не выясненным причинам
– 1969-78 гг (10 лет) – 23 ПЛ (вкл. 5 ПЛАРБ типа “Редутабль” и 4 ДЭПЛ типа “Агоста” для своего флота и 14 ДЭПЛ типа “Дафне”, в т.ч. 8 – на экспорт и 4 построенных в Испании по лицензии)
– 1979-88 гг (10 лет) – 11 ПЛ (вкл. ПЛАРБ “Инфлексибль”, 4 АПЛ типа “Руби”, 4 ДЭПЛ типа “Агоста” построенных в Испании по лицензии и еще 2 однотипных на экспорт)
– 1989-98 гг (10 лет) – 3 АПЛ (ПЛАРБ “Триомфан” и 2 АПЛ типа “Аметист” – модернизированный проект “Руби”)
– 1999-2008 гг (10 лет) – 6 ПЛ (2 ПЛАРБ типа “Триомфан”, 1 ДЭПЛ типа “Агоста” на экспорт + 2 собранных “по лицензии” в Пакистане, 1 ДЭПЛ типа “Скорпен” на экспорт – не считая 1 собранной в Испании)
– 2009-2018 гг (10 лет) – 3 ПЛ (ПЛАРБ “Террибль”, ДЭПЛ типа “Скорпен” на экспорт и еще одна построенная по лицензии в Индии – не считая 1 собранной в Испании)
ВСЕГО – 69 ПЛ (16 АПЛ и 26 ДЭПЛ для своего флота, 15 ДЭПЛ на экспорт и 12 построенных по лицензии, не считая 5 достроенных довоенной закладки) примерно за 60 лет, но за последние 12 лет у себя на верфях – НИ ОДНОЙ !!! Зато сожгли в 2020 г “Перл” типа “Рубис” (восстановят через пару лет с использованием носовой части списанной однотипной “Аметист”

Предыдущие главы справочника/статьи энциклопедии по подводным флотам стран мира:
Соотношение сил РФ, Китая и НАТО по ПЛ – https://nosikot.livejournal.com/4296580.html
Израиль – https://nosikot.livejournal.com/4162089.html
Индонезия – http://nosikot.livejournal.com/4150317.html (с общей историей флота страны!)
ПЛАРБ Запада – http://nosikot.livejournal.com/3885631.html
Cингапур – https://nosikot.livejournal.com/4377402.html
Бенгалия – https://nosikot.livejournal.com/4390721.html ( полная история ДЭПЛ пр. 633)
Индия – https://nosikot.livejournal.com/4643333.html
Пакистан – https://nosikot.livejournal.com/4647079.html
ЮАР – https://nosikot.livejournal.com/4668084.html
АПЛ Индии – https://nosikot.livejournal.com/4949602.html
Азиатские НАПЛ – https://nosikot.livejournal.com/4979436.html
Все ПЛ Китая – https://nosikot.livejournal.com/4984721.html
Таиланд – https://nosikot.livejournal.com/4995582.html
Израиль – https://nosikot.livejournal.com/5092554.html
Колумбия и Венесуэла – https://nosikot.livejournal.com/5273554.html
Нидерланды – https://nosikot.livejournal.com/5282036.html
Cингапур – https://nosikot.livejournal.com/5311278.html
Германия (послевоенное подводное кораблестроение) – https://nosikot.livejournal.com/5454161.html
Россия – на 1-м месте по строительству ПЛ – https://nosikot.livejournal.com/5447373.html
Иран – https://nosikot.livejournal.com/5469251.html
Кто еще строит подлодки в мире – https://nosikot.livejournal.com/5474260.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.