Общая схема боя

С началом 1-й Мировой войны на Дальнем Востоке базировалась германская крейсерская эскадра адмирала фон Шпее – 2 броненосных и 4 легких крейсера (кроме нее, из корабельных соединений, за пределами Северного моря у немцев был лишь отряд адмирала Сушона на Средиземном море – «Гебен» и «Бреслау», к-рые и наделали нам столько бед на юге – а Черчилль, например, считал, что они и вовсе изменили ход мировой истории – не без помощи британцев, пропустивших их в Черное море).

Вступление в войну на стороне Антанты Японии не оставляло кораблям Шпее шансов на сохранение своей базы – Циндао в Китае (так, кстати, сейчас называется лучшее китайское пиво – немцы научили местных варить 100 лет назад), надо было пробиваться в Германию. Правда, один из кораблей эскадры Шпее – «Эмден» – получил разрешение отделиться и уйти в одиночное плавание, вписав в истории рейдерских операций знаменательную страницу (по ходу потопив наш «Жемчуг» в Пенанге – но в этом большая заслуга разгильдяйства командира крейсера, хотя и хозяева “службу завалили”).

Сам Шпее выбрал путь домой через Тихий океан, вдоль берегов Чили на юг. 1 ноября в р-не Вальпараисо он встретил и разгромил

британскую эскадру адмирала Крэдока (бой у Коронеля), потопив, с минимальными потерями, 2 броненосных крейсера британцев (в память о погибших в соборе Порт-Стенли на Фолклендах есть мемориальная плита) – такого «владычица морей» вынести не могла и открыла на немецкие корабли масштабную охоту (так же будет и в 1941 году, после потери «Худа»), ослабив даже свой Гранд Флит в метрополии – в Южную Атлантику отправились 2 дредноута – линейные крейсера «Инвинсибл» и «Инфлексибл». Но в войне на море мало выделить превосходящие силы – надо еще и суметь найти противника и принудить его к бою.

Тем временем эскадра Шпее обогнула мыс Горн и взяла курс на север, встреча с британцами в Атлантике была бы делом случая, но неожиданно германский адмирал решил посетить Фолклендские о-ва и разгромить имевшуюся там угольную базу британцев (на военном совете большинство командиров кораблей высказывались против, но решение было принято…). 8 декабря 1914 года Шпее на Фолклендах встретил 2 линейных (они из-за размеров не могли войти в Порт-Стенли и стояли, как и наш «Заандам», во внешнем Порт-Вильямсе), 3 броненосных, 2 легких и 1 вспомогательный крейсера британцев (кроме того в Порт-Стенли стоял посаженный на мель броненосец «Канопус» – в качестве стационарной батареи), угольщиком у британцев «работал» старый, но знаменитый «Грейт Бритн» – часть его мачты установлена на набережной Порт-Стенли. Соотношение сил (у британцев – 20 305-мм орудий, 4 190-мм и 50 (31 на борт) 152-мм, у германцев – 16 210-мм и 12 150-мм (12 и 6 на борт, соответственно), не считая меньшего калибра, линейные крейсера существенно превосходили немцев по скорости), время суток (раннее утро) и погода (видимость была «100 на 100») сделали свое дело – оба броненосных и 2 легких крейсера германцев были уничтожены, потери британцев – несколько человек против примерно 2.000 у немцев (победители великодушно установили в память о погибших мемориал в Порт-Стенли). Ускользнувший «Дрезден» британцы перехватили через 3 месяца – крейсерская эпопея боевых кораблей специальной постройки завершилась, наступила пора «коммерческих рейдеров» (вооруженных торговых судов). Необходимо отметить, что английские корабли прибыли на Фолкленды всего за сутки до немцев – поразительные точность и удача!

Что же произошло – зачем Шпее завернул на Фолкленды? Сам адмирал в том бою погиб (с флагмана германцев вообще никто не спасся, включая двух сыновей адмирала – британский броненосный крейсер «Карнарвон», вместо того, чтобы спасать выживших с потопленного «Шарнгорста» поспешил участвовать в добивании «Гнейзенау», хотя в его помощи линейные крейсера абсолютно не нуждались!). Всё просто – по сохранившимся свидетельствам выживших немцев адмирал за несколько дней до боя получил шифровку из штаба о том, что на Фолклендах он не встретит боевых кораблей англичан и, соответственно, сопротивления. Как это ни странно, но отправили ее британские морские разведчики – в октябре на Балтике наскочил на камни германский легкий крейсер «Магдебург», находившиеся поблизости наши корабли своей артиллерией разбили корабль, не дав немцам провести планомерную эвакуацию или, хотя бы, уничтожение секретных документов, в т.ч. и шифров – их и добыли водолазы Балтфлота (немцы об этом не догадывались, рассчитывая, что всё покоится на дне морском). Естественно, Россия поделилась ценным трофеем со своей союзницей – Британией, сильно облегчив той борьбу на море.

Т.е. вновь, как и в случае с броненосцем «Адмирал Шпее» (см. событие №1 – вот ведь имя невезучее – и сам погиб в Южной Атлантике и корабль его имени там же!) мы имеем дело с виртуозной работой британской разведслужбы, органично вписанной в общую стратегию гос-ва и опирающуюся на взаимодействие с другими его институтами – армией, дипломатией, бизнесом и пр. Но ведь и ошибки немцев были на месте!

Основная, со стороны Шпее – для разгрома угольной базы в Порт-Стенли (при отсутствии там боевых кораблей англичан) достаточно было одного легкого крейсера и его десантной партии, остальная часть эскадры должна была держаться поодаль, получив, таким образом, шанс на спасение при любом раскладе. Шпее же послал в авангарде «Гнейзенау» и «Нюрнберг», а после обнаружения превосходящих сил британцев и сам присоединился к ним – зачем это всё?! Правда, он постарался исправить ошибку, приказав легким крейсерам уходить, рассчитывая сковать остальные корабли британцев – но их было слишком много, как уже сказано выше спасся только «Дрезден».

Да и вообще эффективным шагом, с точки зрения нанесения англичанам ущерба был бы роспуск эскадры и рейдерские действия ее крейсеров поодиночке на морских путях (особенно после Коронеля) – как показал пример того же «Эмдена» (тот, кстати, тоже был перехвачен в результате весьма глупой идеи разгрома радиостанции – ! – британцев на Кокосовом о-ве в Индийском океане), но Шпее был линейным адмиралом и такие мысли ему в голову не приходили (он и «Эмден» то отпустил со скрипом), результат – гибель его самого, обоих его сыновей и четырех крейсеров с экипажами.


Англичане спасают выживших с «Гнейзенау»

Более общая и гибельная ошибка/недоработка главного командования немцев – они не воспользовались самым благоприятным за всю войну для них соотношением сил на море на главном ТВД в конце 1914 – начале 1915 года (кроме Фолклендов были еще и Дарданеллы) и не попытались дать генеральное сражение – Ютланд произошел слишком поздно…

 

2 комментария к «Гибель эскадры адмирала Шпее у Фолклендских о-вов»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.