Как обычно обзоры по состоянию отрасли начинаю с сектора пассажирских и транспортных самолетов, отчет за 2022: https://nosikot.ru/grazhdanskoe-aviastroenie-v-rossii-v-2022-godu-tusklo-no-est-odin-prosvet/(много вопросов и проблем я уже там поставил…)
В 2023 г поднялся в воздух новый Ил-96-400, но серии ждать не стоит
В 2023 году у нас построено (и взлетело первый раз – !) всего 3 (ТРИ) самолета – 1 Суперджет, 1 Бе-200 и 1 Ил-96, против 10 в 2022, 17 в 2021, 16 в 2020 г., 20 в 2019 г. – т.е. обьема для сравнения просто НЕТ
Выпуск Ил-76 – по понятным причинам не учитываю и не комментирую – из цифр прошлых годов из изьял – я сравнения
По перспективам на 2023 год было:
– 2 Суперджета (вариант NEW – импортозамещенный – пока обещают в этом году 2…)
– 2-3 Бе-200
– 1 Ил-114 (тоже перестроенный из облетанного в 1998 г, поэтому в таблицу НЕ войдет)
– 1-2 Ту-214
– 8 Ил-76/78 (остаюсь оптимистом!)
– 1-2 Ил-96
– ? МС-21 (новые по варианту -310 будут выпущены не раньше 2024 г)
Всего – 15-17 самолетов
Как видим по факту не сделано почти НИЧЕГО…
Таблица,
По типам самолетов и производителям (учитывается первый полет) – 2023 г в прошлогоднюю таблицу НЕ вывожу – это было бы смешно:
Тип/Год 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 Авиазавод
Суперджет 5 12 24 34 18 19 33 24 18 11 12 10 ГСС
МС-21 – – – – – – 1* 1 2 1 1 – Иркут
Ан-140 1 2 3 2 – 1 – – – – – – Авиакор
Ан-74ТК-200 1 1 1 1 – – – – – – – – ХГАПП
Ан-178 – – – – 1 – – – – – – – Антонов
Ан-132 – – – – – – 1** – – – – – Антонов 27 29 40 46 29 28 42 35 22 19 19 15 ВСЕГО
в т.ч. без
Суперджетов 22 17 16 12 11 9 9 11 4 (!!!) 8 7 5
** прототип собранный из заделов по Ан-32 и ряда импортных компонентов
По Суперджету, МС-21, “широкофюзеляжнику”, турбовинтовому, ДВИГАТЕЛЯМ – всё уже было сказано, необходима РЕАЛИЗАЦИЯ !
“Конкуренция” между МС-21 и Ту-204 и подобные вопросы в других сферах требуют а) принятия общей производственно-технологической политики (НТ- само собой и вчера!) в отрасли; б) неуклонного проведения ее в жизнь авторитетным, полномочным и ответственным руководителем – и не отрасли, а всей пром-сти или даже экономики (а есть вообще такие?!)
Нынешняя ситуация – это вызов, причем вызов системный – и не отдельной отрасли, а всей стране и обществу – сможем “летать” – хорошо, если нет – деградация продолжит распространяться и на другие, внешне сейчас еще благополучные отрасли. И вопрос не в срыве сроков – это неизбежно, вопрос в конечном результате в обозримом будущем.
Примерный алгоритм я предлагаю такой:
- неэкономичный, низкотехнологичный вариант самолета (ЛЮБОГО из цепочки) – в мелкую серию – по принципу “я тебя слепила из того что было”, лишь бы летал, на экономические показатели НЕ обращать внимания (ввести единые тарифы и дотации а/к, участвующим в нац.программе – а других и не останется)
- занимаемся а) надежностью; б) налаживанием обслуживания; в) реальным импортозамещением
- этот этап под лозунгом: двигатель=экономичность. Постепенно отменяем дотации
- переход на среднюю и крупную серии, попытки международной сертификации и экспорта
Сделать всё разом – НЕ получится, хотя ряд процессов можно “запараллелить”. Продолжительность этапов не важна – важен конечный результат
“Параллельный импорт” комплектующих или их закупка их в дружественных странах 3-го мира – временная мера, причем может отрасль “расхолодить” – лучше от этого отказаться уже на 2 этапе
Прогноза на 2024 г НЕ БУДЕТ, как, скорее всего, не будет в этом году и новых самолетов у нас – если только к концу “раскачаются” – хорошо бы, но ВРЯД ЛИ…
О совместных с Китаем или Индией проектах лучше пока не вспоминать…
Напомню, что в Большой России/СССР в нач. 80-х выпускалось примерно по 300 пассажирских и транспортных самолетов в год – на нас приходилось до 20% мирового рынка.
Следует отметить, что в области военного авиастроения и вертолетостроения Россия занимает более весомое место в мире, хотя и там сейчас свои проблемы…
Судя по всему у нас изобретён вечный двигатель типа “вправо”.
Пока утешительного мало