Как обычно обзоры по состоянию отрасли начинаю с сектора пассажирских и транспортных самолетов, отчет за 2022: https://nosikot.ru/grazhdanskoe-aviastroenie-v-rossii-v-2022-godu-tusklo-no-est-odin-prosvet/(много вопросов и проблем я уже там поставил…)

В 2023 г поднялся в воздух новый Ил-96-400, но серии ждать не стоит

В 2023 году у нас построено (и взлетело первый раз – !) всего 3 (ТРИ) самолета – 1 Суперджет, 1 Бе-200 и 1 Ил-96, против 10 в 2022, 17 в 2021, 16 в 2020 г., 20 в 2019 г. – т.е. обьема для сравнения просто НЕТ

Выпуск Ил-76 – по понятным причинам не учитываю и не комментирую – из цифр прошлых годов из изьял – я сравнения
По перспективам на 2023 год было:
– 2 Суперджета (вариант NEW – импортозамещенный – пока обещают в этом году 2…)
– 2-3 Бе-200
– 1 Ил-114 (тоже перестроенный из облетанного в 1998 г, поэтому в таблицу НЕ войдет)
– 1-2 Ту-214
– 8 Ил-76/78 (остаюсь оптимистом!)
– 1-2 Ил-96
– ? МС-21 (новые по варианту -310 будут выпущены не раньше 2024 г)
Всего – 15-17 самолетов

Как видим по факту не сделано почти НИЧЕГО…
Таблица,
По типам самолетов и производителям (учитывается первый полет) – 2023 г в прошлогоднюю таблицу НЕ вывожу – это было бы смешно:

                                   

 

Тип/Год               2011      2012        2013        2014       2015       2016      2017     2018    2019   2020   2021  2022       Авиазавод

Суперджет            5           12            24            34          18            19         33          24        18       11       12      10          ГСС
МС-21                    –             –              –              –              –               –           1*          1           2        1          1       –        Иркут
Ан-140                   1            2             3              2             –              1           –             –           –          –          –        –      Авиакор

Ан-148/158           6/1         4/1          9/3           5/2         5/2            3/-        2/-          3/-         –          –          –        –     ВАСО/Антонов – в т.ч.

Ил-114                  -/1          -/1            –               –             –               –            –            –           –        -/-          –        –     ВАСО/ТАПОиЧ – в т.ч.

Ту-154                    –            2             –               –             –               –            –            –           –          –          –         –       Авиакор

Бе-200                   1            –             –               –             –             1/1         2/2         -/3         –          2         1         –    Иркут/ТАНТК – в т.ч.

Ил-76                    2/2        2/1           –              2             2              –             –            3          2         3          2        5     Авиастар/ТАПОиЧ – в т.ч.

Ту-204/214            6/3        1/-           2/-            2/-          2/-           2/2         3/1         1/-         –         2/-         1       –    КАЗ/Авиастар – в т.ч.

Ил-96                     1           1             1               –            1              2             –            –          –          –            2      –        ВАСО

Ан-32                     3           3              –               –            –               –             –            –          –           –           –        –       Антонов
Ан-74ТК-200          1           1             1               1           –               –             –            –          –           –           –        –        ХГАПП
Ан-178                    –            –             –                –           1               –            –             –          –           –           –        –       Антонов
Ан-132                    –            –             –                –           –               –            1**          –          –           –           –        –     Антонов                                                                                              27         29          40             46         29             28          42          35        22        19        19     15      ВСЕГО
в т.ч. без
Суперджетов        22         17          16            12          11              9            9           11         4 (!!!)    8          7      5
** прототип собранный из заделов по Ан-32 и ряда импортных компонентов
По Суперджету, МС-21, “широкофюзеляжнику”, турбовинтовому, ДВИГАТЕЛЯМ – всё уже было сказано, необходима РЕАЛИЗАЦИЯ !

“Конкуренция” между МС-21 и Ту-204 и подобные вопросы в других сферах требуют а) принятия общей производственно-технологической политики (НТ- само собой и вчера!) в отрасли; б) неуклонного проведения ее в жизнь авторитетным, полномочным  и ответственным руководителем – и не отрасли, а всей пром-сти или даже экономики (а есть вообще такие?!)

Нынешняя ситуация – это вызов, причем вызов системный – и не отдельной отрасли, а всей стране и обществу – сможем “летать” – хорошо, если нет – деградация продолжит распространяться и на другие, внешне сейчас еще благополучные отрасли. И вопрос не в срыве сроков – это неизбежно, вопрос в конечном результате в обозримом будущем.

Примерный алгоритм я предлагаю такой:

  1. неэкономичный, низкотехнологичный вариант самолета (ЛЮБОГО из цепочки) – в мелкую серию – по принципу “я тебя слепила из того что было”, лишь бы летал, на экономические показатели НЕ обращать внимания (ввести единые тарифы и дотации а/к, участвующим в нац.программе – а других и не останется)
  2. занимаемся а) надежностью; б) налаживанием обслуживания; в) реальным импортозамещением
  3. этот этап под лозунгом: двигатель=экономичность. Постепенно отменяем дотации
  4. переход на среднюю и крупную серии, попытки международной сертификации и экспорта

Сделать всё разом – НЕ получится, хотя ряд процессов можно “запараллелить”. Продолжительность этапов не важна – важен конечный результат

“Параллельный импорт” комплектующих или их закупка их в дружественных странах 3-го мира – временная мера, причем может отрасль “расхолодить” – лучше от этого отказаться уже на 2 этапе

Прогноза на 2024 г НЕ БУДЕТ, как, скорее всего, не будет в этом году и новых самолетов у нас – если только к концу “раскачаются” – хорошо бы, но ВРЯД ЛИ…

О совместных с Китаем или Индией проектах лучше пока не вспоминать…
Напомню, что в Большой России/СССР в нач. 80-х выпускалось примерно по 300 пассажирских и транспортных самолетов в год – на нас приходилось до 20% мирового рынка.
Следует отметить, что в области военного авиастроения и вертолетостроения Россия занимает более весомое место в мире, хотя и там сейчас свои проблемы…

 

2 комментария к «Гражданское авиастроение в России в 2023 году – 3 (Три) машины, РЕЦЕПТ выхода из “пике”»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.