В КНР в 70-е был разработан и в 1980 г. совершил первый полет 4-х двигательный Y-10 – проообразом для него послужил Боинг 720 (помните такой уменьшенный вариант 707-го, построили их даже меньше, чем сейчас Су Перджетов)

Но дальше 3 построенных прототипов дело не пошло (движки стояли американские), а потом

была получена лицензия на Дугласы – МД-80/90 (построено всего 22 машины) – на его базе китайцы создали “свой” региональный самолет/джет – ARJ21 (“говорят” антоновцы и тут помогали), он полетел в 2008 году, а в кон. 2017 г. начались поставки авиакомпаниям – заказов на него примерно было под 400 ед. (потом пошли “корректировки” – сейчас 250+), произведено ок. 70 штук. Движки – американские. Компоновочно, кстати – как наш загубленный Ту-334 (ну или “папа” от Дугласа), впрочем история схемы уходит в сер. 20-го века…

В 2017 г. совершил свой первый полет среднемагистральный узкофюзеляжный авиалайнер С919 – разработчики и производители (поддерживаемые, естественно, местной прессой) утверждают, что он будет конкурентом А320 и Б737 как на китайском, так и на мировом рынке. Про МС-21 или новый Бомбардье серии С практически не вспоминают…
Утверждают, что один из китайских суперкомпьютеров (страна недавно вышла на первое место в мире по их кол-ву и мощности) был задействован в разработке С919
Посмотрим из чего этот самолет “слеплен”:


Или так:

Вполне глобально/интернационально…
Правда идет разработка собственного движка – CJ-1000, но это пока из области мечтаний (официально – испытания идут с 2018 г)… А ведь американе в феврале  2020 г заявили, что не дадут китайцам на их самолеты новейшие движки LEAP – “двойные технологии” – но в апреле “передумали”
Многие китайские и нек-рые иностранные авиакомпании (и лизинговые) разместили заказы/предзаказы/опционы на самолет (всего уже больше 900 самолетов заказано – больше половины в виде “деклараций о намерениях”), но, как отмечается СМИ “большая тройка” китайских авиакомпаний заказав по 20 С919 (вполне патриотично!) имеет общий портфель с заказами на 120+ новых узкофюзеляжных Боингов и Аэробусов – правда, как уже отметил, сейчас ситуация начала постепенно меняться.
Цену на свое изделие китайцы, естественно, пытаются держать ниже конкурентов (общий портфель заказов на китайца, вместе с “нетвердыми” – ок. 600 самолетов) – как это получится на практике – увидим, пример абсолютно убыточного Суперджета у нас перед глазами…
Напомню, что на А320нео уже получено примерно 7.900 заказов, про Б737МАКС говорить пока “моветон” – хотя пр-во возобновлено (4.900 – с учетом отказов), Бомбардье С/А220 – бол. 700, МС-21 – меньше 200 (Эмбраер 190/195 Е2, все ж, поменьше по размеру будет да, но заказов уже больше 200…) – хотя еще раз – ВСЕ цифры “поползут”!
Планируется, что испытания и сертификация С919 продолжатся до этого года, на самом деле – ???
Нек-рые сравнения с конкурентами:

Из реактивного самолетостроения надо отметить тяжелый ВТС Y-20 (первый полет январь 2013 г.), в создании к-рого антоновцы принимали непосредственное участие

Вроде бы идет их мелкосерийное пр-во (с нашими движками Д-30КП-2) – говорят о 20+ единицах построенных – а ведь если бы ТАПОиЧ вовремя “перетащить” – брали бы Ил-76МФ и всё!

Турбовинтовые:
– “допилка” конструкции Ан-24/26 – Y-7/МА-60/600 – их вполне успешно эксплуатируют у себя в ВВС и на гражданке и поставляют на экспорт в “товарных” кол-вах (я на одном таком летал в Индонезии на о-в Комодо – к драконам – аэропорт на о-ве Флорес) – на экспортные ставят американские движки, вроде американе же в 80-е приложили руку к освоению и модернизации в Китае АИ-24. Построено ок. 250 машин, заказы – бол. 300
– аналогично по Ан-12 – Y-8/9 – так же производятся и поставляются на экспорт – в основном для ВВС (в т.ч. как база для самолетов ДРЛОиУ), грузоподьемность – по сообщениям – доведена до 25 т, движки свои (база – АИ-20)
– “глубокая модернизация” Ан-24 или “новый” турбовинтовой регионал – МА700 (движки американские), вроде полетел в сентябре 2021 г, заказов то ли 200, то ли 300…

В планах китайских авиастроителей – создание широкофюзеляжных самолетов СR929 – в сотрудничестве с нашими, но над проектом начали уже “гулять тучи” – китайцы хотят оставить свой рынок за собой – собственно это основной вопрос… И надо прекращать этот проект – он НЕ НУЖЕН сейчас! От слова “вообще” – на ближайшее время хватит дособранных на коленке 4-х Ил-96, а там – посмотрим

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.