В КНР в 70-е был разработан и в 1980 г. совершил первый полет 4-х двигательный Y-10 – проообразом для него послужил Боинг 720 (помните такой уменьшенный вариант 707-го, построили их даже меньше, чем сейчас Су Перджетов)

Но дальше 3 построенных прототипов дело не пошло (движки стояли американские), а потом

была получена лицензия на Дугласы – МД-80/90 (построено всего 22 машины) – на его базе китайцы создали “свой” региональный самолет/джет – ARJ21 (“говорят” антоновцы и тут помогали), он полетел в 2008 году, а в кон. 2017 г. – сертификация и начались поставки авиакомпаниям – заказов на него примерно было под 600 ед. (были просадки и “корректировки” – сейчас “железных” 250+), произведено бол. 120 штук (в год – 30+, открыта 2-я линия сборки, но темпы пока не особо растут…). Движки – пока американские (по движкам – см. ниже!). Компоновочно, кстати – как наш загубленный Ту-334 (ну или “папа” от Дугласа), впрочем история схемы уходит в сер. 20-го века…

В 2017 г. совершил свой первый полет среднемагистральный узкофюзеляжный авиалайнер С919 – разработчики и производители (поддерживаемые, естественно, местной прессой) утверждают, что он будет конкурентом А320 и Б737 как на китайском, так и на мировом рынке. Про МС-21 или новый Бомбардье серии С (сейчас – 200-я серия Эрбасов) практически не вспоминают…

Недавно глава Эрбаса высказался по поводу. что конкуренции “не боится” и что С919 – ПОСЛЕДНИЙ участник сегмента авиарынка, мол никаких МС-21 не будет.
Утверждают, что один из китайских суперкомпьютеров (страна недавно вышла на первое место в мире по их кол-ву и мощности) был задействован в разработке С919
Посмотрим из чего этот самолет “слеплен”:


Или так:

Вполне глобально/интернационально…
Правда идет разработка собственного движка (опять же см. ниже) – официально – испытания идут с 2018 г, в прошлом году – на ЛЛ Y-20… А ведь американе в феврале  2020 г заявили, что не дадут китайцам на их самолеты новейшие движки LEAP – “двойные технологии” – но затем  “передумали”
Многие китайские и нек-рые иностранные авиакомпании (и лизинговые) разместили заказы/предзаказы/опционы на самолет (всего было уже больше 900 самолетов заказано – больше половины в виде “деклараций о намерениях” – сейчас цифра снизилась до 700), но, как отмечается СМИ “большая тройка” китайских авиакомпаний заказав всего 100+ С919 (вполне патриотично!) имеет общий портфель с заказами на почти 350 (!) новых узкофюзеляжных Боингов и Аэробусов – правда, как уже отметил, сейчас ситуация начала постепенно меняться.

Первый “коммерческий” самолет поставлен а/к Чайна Истерн в декабре 2022 г, всего собрано 10 машин, а/к пока поставлено 4, сертификат получен в 2022 г
Цену на свое изделие китайцы, естественно, пытаются держать ниже конкурентов (общий портфель заказов на китайца, вместе с “нетвердыми” – ок. 600 самолетов) – как это получится на практике – увидим, пример абсолютно убыточного Суперджета у нас перед глазами…
Напомню, что на А320нео уже получено примерно под 10.500 заказов, про Б737МАКС говорить пока “моветон” – хотя пр-во возобновлено (но заказов ок. 6.500 – цифра растет, несмотря ни на что…), Бомбардье С/А220 – бол. 900, МС-21 – меньше 200 (Эмбраер 190/195 Е2, все ж, поменьше по размеру будет да, но заказов уже больше 300…) – хотя еще раз – ВСЕ цифры “поползут”!
Нек-рые сравнения с конкурентами:

Из реактивного самолетостроения надо отметить тяжелый ВТС Y-20 (первый полет январь 2013 г.), в создании к-рого антоновцы принимали непосредственное участие

Вроде бы идет их серийное пр-во (с нашими движками Д-30КП-2, но в планах – ремоторизация на WS-20) – говорят о 60+ единицах построенных – а ведь если бы ТАПОиЧ вовремя “перетащить” – брали бы Ил-76МФ и всё!

Турбовинтовые:
– “допилка” конструкции Ан-24/26 – Y-7/МА-60/600 – их вполне успешно эксплуатируют у себя в ВВС и на гражданке и поставляют на экспорт в “товарных” кол-вах (я на одном таком летал в Индонезии на о-в Комодо – к драконам – аэропорт на о-ве Флорес) – на экспортные ставят американские движки, вроде американе же в 80-е приложили руку к освоению и модернизации в Китае АИ-24. Построено ок. 250 машин, заказы – бол. 300
– аналогично по Ан-12 – Y-8/9 – так же производятся и поставляются на экспорт – в основном для ВВС (в т.ч. как база для самолетов ДРЛОиУ), грузоподьемность – по сообщениям – доведена до 25 т, движки свои (база – АИ-20), кол-во произведенных – ок. 200
– “глубокая модернизация” Ан-24 или “новый” турбовинтовой регионал – МА700 (движки американские), вроде полетел в сентябре 2021 г, заказов то ли 200, то ли 300…

В планах китайских авиастроителей – создание широкофюзеляжных самолетов СR929 – в сотрудничестве с нашими, но над проектом “гулять тучи” – китайцы хотят оставить свой рынок за собой – собственно это и было основным вопросом, а потом пошли санкции на нас и мы как партнеры стали вообще неинтересны…

В сентябре 2021 г даже начата сборка прототипа, как продвигается сейчас – ???

Ну а китайцы заявили о начале разработки С939 – 400-местного, своими силами, а потом добавили и С929 – но уже без нас…

Кроме того идет разработка среднего ВТС

По двигателям:

– на турбовинтовых, как уже было сказано, ставят свои варианты бывш. наших движков, о новых пока не слышно

– ну а на линейку реактивных идет активная разработка новых – “база” – CJ1000 (c тягой 10-20 т), CJ500 (меньше 10 т) и CJ2000 (больше 20+ т) – т.е. система как у нас с ПД-14 и пр., но “сдирают” в основном у западников – как уж у них пойдет – “будем посмотреть”

В обозримом будущем можно ожидать выхода Китая на пр-во до 100 пассажирских и транспортных самолетов (ARJ21, С919, МА600/700, Y-20, в перспективе – см. выше) в год (начиная с размерности регионалов – “мелочь” я не беру!), с постепенным переходов на собственную моторизацию. В случае масштабного “прорыва” на внешние рынки (что, впрочем, не является целью – пока и внутренний не насыщен) возможно и увеличение темпов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.