НАПЛ “Орью” – 11-я ПЛ типа “Сорю”

Казалось бы рядовое событие – корабль предпоследний в серии, его ввели в строй в марте 2020 года, следующую – “Торю” – через год, затем приняли головную следующего – модернизированного – проекта – “Тайгей”
Новшество в другом – в ГЭУ этих лодок, как я уже писал –

– если предыдущие лодки типа “Сорю” были классическими НАПЛ – помимо ДЭ ГЭУ имели по 4 двигателя Стирлинга (шведская лицензия) с 40 т жидкого кислорода на борту, то тут их нет, а обычные аккумуляторные батареи замены на Li-Ion !
Якобы размеры, в/и (надводное – 2.900 т, подводное – 4.200 т, длина – 84 м) и даже стоимость ПЛ (540 млн. долл. – но в йенах выросла на 20%!) от этого не изменились, по ТТХ ясности нет, предположительно
– 800 миль 4-узлового хода
– 3 ч на полной скорости – 20 уз
Это все относится к подводному ходу на батареях!
Кроме того, конечно, гораздо более быстрая зарядка
Считать ли эти ПЛ НАПЛ или обычными ДЭПЛ – вопрос определения…
В этой связи хочу напомнить о нашем проекте ракетных (П-5/6) ДЭПЛ 651 – 16 кораблей были построены в 1960-68 гг, причем одна из них модернизирована по пр. 651Э -со вспомогательной ЯЭУ (т.н. “яйцо Доллежаля”), но интересует нас не она – первые 3 получили собранные из китайского сырья серебряно-цинковые батареи “30/3” (в ходе стр-ва поставки, по известной причине, прекратились, ТТХ упали, поэтому и пытались что-то изобрести типа 651Э…), так вот на китайском серебре ПЛ (надводное в/и 3.200 т, подводное 3.750 т, длина 86 м) имели следующие ТТХ (в скобках – остальные лодки серии на обычных АБ):
– 810 миль 2,8-узлового хода (350)
– 1 ч 40 мин полного хода – 18,1 уз (1 ч на 14,5 уз)
Как видим весьма сходные ТТХ с новейшими японскими!

Иное дело, что те серебряные батареи выдерживали примерно 100 циклов, требовали быстрой замены и без поставки китайского серебра по “бросовым” ценам эксплуатация вылетала “в копеечку”… Можно ли довести ту идею с современным уровнем технологий “до ума” и нужно ли это – вопрос…
А рынку li-ion батарей предрекают дальнейший взрывной рост – и стр-во ПЛ на них только добавляет “масла в огонь”…
Где “они” возьмут столько лития и кобальта – понятно через бандитов в Конго/Заире, но ведь кроме того, на примере “Самсунга” многие помнят и др. отрицательные св-ва этих батарей…

P.S. Кстати европейцы, при стр-ве своих новых НАПЛ тоже перейдут на батареи Li-ion, но оставят и ВНЭУ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.