В недалеком будущем будет перевернута еще одна страница истории военно-морской техники – британский отказывается от своего “родного” 4,5-дюймового калибра (Мк8 вверху на фото) и переходит на стандартную американскую 5-дюймовку!
Американский филиал британской БАе Системс (сейчас – многопрофильный военно-промышленный концерн, образовавшийся после ряда слияний и поглощений, ведет свою историю от старых авиационных компаний Британии, но сейчас работает, в основном, на американский рынок, да и большинство акционеров уже, поди, там – или в Китае – через эти фонды хрен разберешь… Напомню, что эта бывшая авиакосмическая корпорация купила американскую артиллерийскую компанию Юнайтед дифенс в 2005 г., а та, в свою очередь за 5 лет до этого поглотила знаменитую шведскую Бофорс!) получил контракт от минобороны Британии на

четверть миллиарда долларов на изготовление 3 образцов 5-д АУ Мк45 (+ тренажер и б/п).
В итоге сейчас у этих АУ перспективы по установке на фрегаты типа “26” – планируется построить больше 30 кораблей, возможному перевооружению эсминцев тип “45” (6 ед.) и 13 установок вроде как собирается купить ВМС Индии (хотя попытаются сделать сами)
В дальнейшем они будут устанавливаться на перспективный фрегат тип “26” (в настоящее время заканчивается его проектирование, по плану должно быть построено 8 кораблей, не считая возможного экспорта, 1-й заложен в прошлом году).
Напомню, что 4,5-д орудия с длиной ствола 45 кал. (Мк1,3,4,5) разработаны в Британии в кон. 30-х годов, устанавливались, в качестве универсальной артиллерии на многочисленные корабли флота в годы 2-й Мировой и после нее (линкоры, авианосцы, эсминцы, на 2-х крейсерах были даже орудиями ГК…) – всего выпущено больше 800 АУ (вкл. корабли поставленные другим странам).
Кроме того использовались в наземной ПВО – ок. 500 орудий
В нач. 70-х был разработан вариант с длиной ствола 55 кал. (Мк8), их изготовили ок. 100, в т.ч. для новейших британских эсминцев тип “45”
А теперь всё – переход на американский стандарт (он, конечно, более распространен по миру, кроме в будущем должен иметь дальнобойные управляемые б/п – но вот американцы – Рейтион – с ними уже облажалались).

P.S. Справедливости ради надо вспомнить, что в 40-е годы британский флот уже планировал перейти на 5-дюймовый калибр – для унификации б/п с американцами, но тогда все по тихому свернули…

Фото 4,5-д АУ британского флота (реальный калибр, кстати – не 114-, а 113-мм):

MkI (4х2 АУ) на крейсере “Сцилла”

Наверняка кто-нибудь помнит такую книжку – “Крейсер “Улисс” на той же “Сцилле” во время сопровождения одного из “Северных конвоев” моряки убирают лед…

WNBR_45-45_mk1_Victorious_pic.jpg
МкIII на авианосцах “Илластриес” и “Викториес”
WNBR_45-45_mk1_Renown_pic.jpg
… и на линкоре (бывш. ЛКр) “;Ринаун”
WNBR_45-45_mk1_Barrosa_pic.jpg
На эсминце типа “Бэттл”

МкIV на эсминце “Кавальер” (музей в Чатеме)

МкV на эсминце типа “Каунти”

Мк8 на эсминце “Даймонд”

Напомню, что у нас в ВМФ 2 калибра в этом универсальном диапазоне – 100- и 130-мм, американцы придерживались калибра 127-мм (как сказано выше), но с “фрегатами” LCS (57-мм АУ) и “эсминцами” “Зумвольт” (планировался 155-мм) пошел разнобой (на “Берки” ставят упомянутую выше 5-д АУ), французы использовали калибр 100-мм, но “ушли из большого спорта” – перешли на 76-мм АУ (о нем тут не буду), итальянцы, испанцы, японцы ставят 127-мм…
Китайцы ставят всё, начиная с 76-мм! Индийцы тоже, исключая 130-мм

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.