10 F-35B и 4 “Оспрея” на палубе “Уоспа”

Вообще появление самолетов В/КВВП заставило многих задуматься о их возможной роли на палубах кораблей:

– британцы оснастили “Си Харриерами” старый “Гермес” и “Инвинсиблы”, причем с весьма оригинальной целью – сбивать наши самолеты разведки и целеуказания, ретрансляторы (для связи с РПКСН), и самолеты ПЛО – т.е. Ту-16, Ту-95/142 и Ил-20/38 (Ту-22/22М в число целей не входили – считалось, что эти корабли не будут действовать в зоне их досягаемости). Самолет создавался на базе “обычного” “Харриера”, был ДОзвуковым перехватчиком, для чего получил неплохую БРЛС и УР “в-в” средней дальности. Фолклендская война, правда, заставила пересмотреть британцев взгляды на назначение палубных самолетов в сторону большей универсальности. По их пути пошли итальянцы (“Гарибальди” и “Кавур”), индусы (“Викрант” и “Вираат” – бывш. британские “Геркулес” и “Гермес”, причем ВМС Индии – единственные кто купил вариант “Си Харриер”) и сначала испанцы (“Принц Астурийский” и построенный для тайцев “Шакри Наруебет” – о нем – https://nosikot.livejournal.com/1185614.html). Десантные возможности этих кораблей рассматривались как дополнительные – они не могут принимать и высаживать тяжелую технику (за исключением итальянского “Кавура” – он способен высаживать бронетехнику, но только с бортовой рампы)
– наши – создали Як-38, причем при потребности флота (при его выходе в океан) в истребителях ПВО не были удовлетворены, получился весьма посредственный легкий штурмовик (базирование на 4-х ТАВКР пр. 1143 – “Киев”, “Минск”, “Новороссийск” и “Баку”, последний после перестройки – индийский “Викрамадитья”). В качестве выхода из положения создавался Як-41/141, но он уже “не успел”, кроме того на кораблях улучшенного проекта (“Кузнецов”, “Варяг”, ныне китайский “Ляонин”) появилась нек-рая возможность базирования самолетов обычной схемы
– американцы всегда имея значительный “парк” обычных авианосцев сразу задумались над созданием на базе “Харриера” самолета непосредственной поддержки морпехов – т.е. тоже легкого штурмовика! В результате из британского “Харриера”/AV-8A (американцы их закупили относительно немного, поделились с испанцами, а те, потом – с тайцами) вышел американский “Харриер” II/AV-8B (британцы тоже его выпускали для себя как GR/5/7/9, испанцы и итальянцы брали американские). Первыми в американском флоте “Харриеры” получили в состав своей авиагруппы десантные вертолетоносцы типа “Иводзима” (по крайней мере 2 уже в 70-е годы – “Гуам” и “Триполи”, на втором, в кчестве эксперимента, одно время даже базировалась целая эскадрилья). Т.е. авианосные возможности получили изначально десантные корабли, со своими особенностями – например малой скоростью хода (перестроенные из обычных и эскортных авианосцев в десантные вертолетоносцы американские и английские корабои теряли возможность применять самолеты – кроме “Гермеса” модернизированного под “Харриеры” вторично)

“Гуам” с “Харриерами” на борту

Следующими были уже полноценные УДК (т.е. с доковой палубой для десантных катеров) типа “Тарава” – хотя изначально они не проектировались под “Харриеры” по звену (4-6 самолетов) на них было во время б/с практически всегда.
УДК типа “Уосп” (фото головного вверху, это костяк десантных сил ВМС США сейчас) уже изначально предусматривали базирование на них СВ/КВВП (до 20 единиц в случае необходимости), сейчас на них внедряют F-35B – единственный серийно выпускаемый СВ/КВВП в мире на обозримую перспективу.

После “Тарав” американцы сделали “виток” – заложили 2 десантных вертолетоносца типа “Америка” (+ “Триполи”) в размерах УДК – т.е. без доковой палубы, якобы для лучшего размещения на них авиации (в т.ч. и 35-х):


Вариант размещения 35-х в ангаре и на палубе “Америки”

Но таким подходом стали возмущаться морпехи – в итоге на следующем корабле – “Бугенвиль”, заложенном в марте этого года, доковую палубу (в т.ч. под ДКВП) вернули, но уменьшили надстройку:


Разница в размещении 35-х и “Оспреев” на палубе “Америк” и “Бугенвиля”

Добавлю, что на своих кораблях, даже не очень больших “Иводзимах” (длина ВПП 184 м) американцы НЕ устанавливали трамплинов – взлетали и на “Харриерах” с коротким разбегом.
На американский путь свернули и испанцы построив “Хуан Карлоса” (австралийцы купили два таких, но даже оставив трамплин НЕ обеспечили базирования на кораблях самолетов!), сейчас добавляются турки – https://nosikot.livejournal.com/5569747.html
Японцы заявили о модернизации своих “эсминцев” – https://nosikot.livejournal.com/5063049.html – под 35-е, но строго в “оборонительных целях” и на временной основе – т.е. некая трансформация первичной британской идеи с истребителями ПВО на небольших (относительно) кораблях
Ну а у нас “поговаривают” о списании “Кузнецова” (после его дебюта в Сирии) и перспективы с авианесущими кораблями не радужные…
Французы (а с ними и египтяне) на своих “полугражданских” “Мистралях” базирования самолетов изначально не предусматривали, равно как и британцы на “Океане” (сейчас продан бразильянам)
В настоящее время в мире в строю:
– 10 УДК (9 американских и 1 испанский)
– 9 легких авианосцев (2 итальянских, 1 наш – в “ремонте”, 1 индийский, 2 китайских, 2 британских – с проблемами и 1 тайский – последний без самолетов), возможно переоборудование 2 из 4 японских “эсминцев”-вертолетоносцев
– это не считая 8 УДК и вертолетоносцев (3 французских, 2 египетских, 2 австралийских и 1 бразильского); японские “эсминцы” упомянул выше
И в постройке 4 корабля рассматриваемых нами типов:
– 1 легкий авианосец – индийский (к “легкому” типу они относятся по составу авиагруппы, следующий китайский корабль, вероятно будет “нормальным” – по крайней мере “средним”, как и единственный француз)
– 3 УДК – 1 американский (1 из них – без доковой палубы), итальянский и турецкий (начал испытания)
Что наши пытаются строить в Крыму под названием УДК – пока не ясно…

8 комментариев к «Легкие авианосцы и УДК – русский, американский и британский взгляды на вопрос»
  1. Наш взгляд… Кузю в море собираются пускать? В Сирии он пригодился. Петруха вроде с ним на пару ходил.

      1. Говорят на начальном этапе очень даже, к тому же “пугач” однако. Не один он конечно.

        1. Ну, местным “папуасам” показали – это да, а так – негодная схема! И до нового руки не дойдут в обозримом будущем

          1. Большинство вылетов хоть и с земли после 2 ЛП, но флот америкосовский не сунулся.

          2. И не собирался, нас припугнули местным сборищем

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.