Атомное “судно связи” “Урал” (ТОФ) – уникальный комплекс РЭВ/АСУ, 1 (Один) поход, контракт на утилизацию подписан и реализуется (1 млрд.руб.)…

У нашего ВМФ и его кораблей традиционно сложная (если не сказать – трагическая судьба!) – начиная с “Орла” спаленного разинцами и нелепого Азовского флота Петра I до идиотизма 90-х – когда чтобы ввести в строй один новый корабль разделывали 2-3 еще не старых из находящихся в строю или недавнего бандеровского переворота в бывш. УССР, подорвавшего программы стр-ва, по крайней мере, серий фрегатов (СКР ДМЗ) двух проектов.
Конечно флот как сложный организм зависит от общего состояния страны, ее экономики, уровня компетентности/дилетантизма руководства, в т.ч. и потому, что крупные боевые корабли это штука не только очень дорогая, но представляет собой комплексную систему вооружения, эффективность к-рой напрямую зависит от адекватности поставленных перед ней задач и соответствия их сложившемуся уровню прикладной науки и промышленности в стране…
Как уже сказал лучше всего “здоровье” флота видно на примере крупных боевых кораблей – вот о них и вспомним, начиная с эскадренных броненосцев, сегодня часть 1 (всего их в нашей истории был 31 – причем ВСЕ заложенные достроены – больше такого НЕ повторится в истории ВМФ России, я разделил на 3 группы), боле-менее “нормальная”:

1) “Петр Великий” 2х2х305-мм/20 (до 1892 г. числился монитором), СПб, заложен в мае 1869г., спущен на воду в августе 1872 г., вошел в строй в октябре 1876 г. (официально, на самом деле продолжались достройка и испытания, в т.ч. в 1881-82 гг в Британии были полностью заменены котлы и машины на более мощные – с отечественными ТТХ были неприемлемыми), 1 дальний поход (в Средиземное море, в Алжире корабль посетил К.Маркс), с 1898 г. в море не выходил

В 1903-07 гг переоборудован в учебно-артиллерийский корабль, 4х203-мм/50, 12х152-мм/45, в мае 1921 г. списан, использовался как склад (в 1924 г. во время наводнения выброшен на отмель, вновь спущен на воду в 1927 г.), после ВОВ использовался как общежитие, сдан на слом в 1959 году (!)
Т.о. срок службы броненосцем официально – 27 лет, реально – 16 лет, общая “продолжительность жизни” (с момента спуска на воду) – 87 лет !

2) “Екатерина II”, 3х2х305-мм/30, 7х152-мм/35, Николаев, заложен в июне 1883 г., спущен на воду в мае 1886 г., вступил в строй в мае 1889 г., списан в 1907 г.
3) “Чесма”, Севастополь, 3х2х305-мм/35, 7х152-мм/35, заложен в июне 1883 г., спущен на воду в мае 1886 г., вступил в строй в мае 1889 г., списан в 1907 г. (переоборудован в корабль-мишень, при практическом обстреле выявлена полная несостоятельность системы бронирования первых русских линкоров-дредноутов типа “Севастополь” – именно они дольше всех и остались в строю…), срок службы броненосцем у обоих кораблей – 18 лет

4) “Синоп”, 3х2х305-мм/30, 7х152-мм/35, Севастополь, заложен в сентябре 1883 г., спущен на воду в мае 1887 г., вступил в строй в июне 1889 г., в 1910-11 гг прошел перевооружение в учебно-артиллерийский корабль, 4х203-мм/50, 12х152-мм/45, в мае 1918 г. захвачен германцами, в ноябре того же года – британцами, в феврале 1919 г. разоружен, в апреле интервентами взорваны котлы и машины, разобран в 1922 г., срок службы броненосцем – 21 год

5) “Георгий Победоносец”, 3х2х305-мм/35, 7х152-мм/35, Севастополь, заложен в апреле 1891 г., спущен на воду в феврале 1892 г., вступил в строй в сентябре 1893 г., в июне 1905 г. мл.чины экипажа приняли участие в мятеже, в 1910-11 гг перевооружен и переведен в брандвахту, 16х152-мм/45, произвел неск. выстрелов во время набега “Гебена на Севастополь в окябре 1914 г., в мае 1918 г. захвачен германцами, в ноябре того же года – британцами, передан Белым, уведен ими в Бизерту (единственный “дальний поход” для кораблей этой серии!), в декабре 1920 г. реквизирован французами, в октябре 1924 г. признан собственностью СССР, продан на слом на месте… Срок службы броненосцем – 17 лет

6) “Александр II”, 1х2х305-мм/30, 4х229-мм/35, 8х152-мм/35, СПб, заложен в июне 1885 г., спущен на воду в июле 1887 г., вступил в строй сентябре 1889 г. (де-факто – в июне 1893 г.), 1 б/с (в Средиземном море – 5+ лет!), в 1903-05 гг частично перевооружен, 1х2х305-мм/30, 5х203-мм/50, 8х152-мм/45, с 1915 г. – 1х2х305-мм/30, 6х152-мм/45, 4х120-мм/45, с мая 1917 г. – “Заря свободы”, в мае 1918 г. списан, в 1921 г. поврежден в ходе Кронштадтского мятежа, в 1922 г. отправлен на слом в Германию, Срок службы броненосцем – 25 лет

7) “Николай I”, 1х2х305-мм/30, 4х229-мм/35, 8х152-мм/35, СПб, заложен в марте 1886 г., спущен на воду в мае 1889 г., вступил в строй мае 1891 г. (де-факто – в июне 1893 г.), 2 дальних похода (1-й – 5 лет – Атлантика, Средиземное море, ДВ, 2-й – Средиземное море), мл.флагман 2-й Тихоокеанской эскадры, в мае 1905 г., не получив серьезных повреждений сдался японцам после Цусимского сражения (самый удачный выстрел нашей эскадры, лишь по случайности не приведший к гибели броненосца “Фудзи” был произведен именно “Николаем”…). Срок службы броненосцем в русском флоте – 12 лет

В мае 1905 года включен в состав японского флота – “Ики”, участвовал в операции по захвату Сахалина, затем учебно-артиллерийский корабль и ББО, в октябре 1915 г. потоплен как мишень японскими линейными крейсерами

8) “Двенадцать апостолов”, 2х2х305-мм/30, 4х152-мм/35, Николаев, заложен в феврале 1888 г., спущен на воду в сентябре 1890 г., вступил в строй в апреле 1892 г. (де-факто в июне 1894 г.), списан в июне 1911 г. (де-факто использовался как блокшив с мая 1908 г.), частично сохранившийся корпус использовался на сьемках “Броненосца Потемкина”, Срок службы броненосцем – 17 лет

9) “Гангут”, 1х305-мм/30, 4х229-мм/35, 4х152-мм/35, СПб, заложен в мае 1889 г., спущен на воду в октябре 1890 г., вступил в строй в октябре 1894 г., в июне 1897 г. налетел на скалу и затонул в Выборгском заливе (в октябре 1896 г. подобное же ЧП окончилось для корабля благополучно), Срок службы броненосцем – 3 года

10) “Наварин”, 2х2х305-мм/35, 8х152-мм/35, СПб, заложен в июле 1889 г., спущен на воду в октябре 1891 г., вступил в строй в июне 1896 г., 1 дальний поход (средиземное море и ДВ – 6 лет, принял участие в подавлении Боксерского восстания), в мае 1905 года погиб в Цусимском сражении (получил неск. крупнокалиберных снарядов и 3 торпеды), Срок службы броненосцем – 9 лет

Т.е. в этой десятке – почти “благостная” картина – средний срок службы – почти 16 лет – учитывая прогресс в кораблестроении, бронировании, системах вооружения в то время – нормально, тем более что 3 корабля “дослуживали” в другом качестве ( 2 по 7 и 1 – 14 лет), но:
– 1 погиб из-за навигационной аварии (правда – “с кем не бывает”…)
– 3 побывали в руках врагов  (причем 1 – сдался! – это уже гораздо хуже)
– в бою погиб лишь 1
Дальше будет много хуже…

Другие главы справочника “Русские крейсера“:
https://nosikot.livejournal.com/5154355.html (Ч.1)
https://nosikot.livejournal.com/5157643.html (Ч.2)
https://nosikot.livejournal.com/5160053.html (Ч.3)
https://nosikot.livejournal.com/5169604.html (Ч.4.1.)
http://nosikot.livejournal.com/1117992.html (эволюция названий крейсеров пр. 68-бис)
https://nosikot.livejournal.com/5170439.html (Ч.4.2.)
https://nosikot.livejournal.com/5192824.html (пр. 1144)

https://nosikot.livejournal.com/5317498.html (Ч.5 – Ракетная)

P.S. Да, по утилизации “Урала” на “Звезде” – судя по параметрам строящегося сухого дока (корейцы, юж.) строить на нем крупные надводные боевые корабли будет НЕВОЗМОЖНО, но распиливать имеющиеся – вполне (после демонтажа вооружения и надстроек)

2 комментария к «Наш “непутевый флот” – судьба броненосцев, Ч.1»
    1. да, но под гражданку, хотя надстройки, конечно, можно и отдельно присобачивать

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.