Поддавший нек-рой тенденции в авиационной моде 60-70-х годов авианачальство Германии задумало всю свою боевую авиацию перевести на такие машины –

в разработке находились сразу два проекта:
– прототип VAK-191 (на фото вверху) – как будущий легкий сверхзвуковой (!) ИБ на замену G.91. Первый полет в сентябре 1971 г, а в 1975 г программу закрыли (выпущено 3 самолета). Схема – комбинация подьемно-маршевого и подьемных двигателей

– VJ101 – сверхзвуковой многоцелевой легкий истребитель на замену F-104 (о нем тут – https://nosikot.livejournal.com/5963207.html). Первый полет – апрель 1963, программа закрыта в 1968 г. Схема “хлеще” – конвертоплан (!) с подьемными двигателями (их всего 6 – !). Собрано 2 прототипа


Вслед за этим немцы “плюнули” на направление и закупили “Торнадо” с “Фантомами” (как легкие штурмовики стали использовать УБС “Альфа Джет”)

Ну а СВВП/СКВВП прижились, конечно, на флоте – на легких авианосцах Испании, Индии, Италии, Таиланда и Британии, а так же УДК США – “Харриеры” и у нас – Як-38
На суше – только у Британии (в качестве штурмовиков передового базирования для поддержки Британской Рейнской армии в Германии – видимо этио и стало примером для немцев), хотя, само собой КМП США тоже планировал свои “Харриеры” использовать не только с палубы – пёс ведь знает будут аэродромы на плацдарме после высадки десанта или нет…
Кроме того для флота британцы сделали настоящий истребитель с неплохой БРЛС – “Си Харриер”, остальные варианты – чисто ударные (наш – самый убогий и это при том, что флоту то нужно было именно прикрытие с воздуха)
О “Харриерах” тут: https://nosikot.livejournal.com/7197725.html
Французы тоже пробовали себя на этом направлении и тоже плюнули
Американцы прекратили свои опыты, перекупили у британцев проект “Харриера” и доработали его – получился приемлемый легкий штурмовик (в варианте II+ на самолет установили БРЛС – он смог нести УР “в-в” СД, т.е. стал многоцелевым истребителем)
Схема только с подьемно-маршевыми  двигателями использовалась на “Харриере” (один “Пегасус” …) и на нашем Як-36 (2 Р-27), остальные таскали на себе еще и подьемные

Наши, осознавая недостатки Як-38 (сам Яковлев в ответ на критику своего прототипа Як-36 и серийного Як-38 отвечал – “дайте мне движок от Роллс-Ройса – и будет вам хороший самолет!”) продолжили работы в виде Як-141, а затем – Як-43 и Як-201, наработки к-рых, “говорят”, и взяли американе да и воплотили в своем F-35В – схема с подьемно-маршевым двигателем и механическим приводом подьемного вентилятора (тоже, конечно, не оптимальная)

Сейчас американе в этой области – монополисты и даже британцы берут у них 35-е для себя (равно как и нек-рые другие страны – Япония, Италия, Юж.Корея, потенциально – Испания, Турция, Индия и т.д.)
Китай пока “молчит”, как, разумеется и мы…

Всего было построено (не считая опытных моделей и прототипов):
– ок. 900 “Харриеров” (40% – американский вариант, они останутся на вооружении до кон. 20-х годов, британские сняты с вооружения в 2011 г)
– 230+ Як-38
– ок. 150 F-35B

2 комментария к «Немцы хотели всё свое люфтваффе сделать вертикально взлетающей. История СВВП»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.