Подготовка к старту F-18 с помощью паровой катапульты

Это не пост о паровых катапультах – про них много и так написано! Просто в комментах один камрад высказал мнение, что вот, мол, паровые катапульты устанавливают только на атомных авианосцах. Это, естественно, не так (атомоходы, правда, имеют преимущества – большая паропроизводительность позволяет осуществлять взлет авиагрупп быстрее и без потери мощности/скорости), но я решил посчитать – а сколько вообще авианесущих кораблей оборудовано подобными устройствами?
Причина их появления понятна – рост массы и взлетных скоростей палубных самолетов в реактивную эру – естественный старт стал просто невозможен (даже с наклонной палубы), а мощность имевшихся гидравлических катапульт недостаточна.
Как часто бывает, особенно на флоте первопроходцами выступили британцы, установив первую экспериментальную паровую катапульту на авианосец

 

“Персей” (типа “Колоссус”) в 1950 году – XBS1. С угловой палубой, кстати, тоже они были первыми – на “Триумфе”. Новинку заметили американцы и забрали в 1952 году “Персея” себе – на испытания (я так “Волгу” с роторным движком на ГАЗе и УАЗ с дизелем брал, лет 25 назад…).


“Персей” с экспериментальной паровой катапультой

Американцы поняли, что дело хорошее и начали оборудовать паровыми катапультами (сначала британскими, потом лицензионными – C11) авианосцы военных лет постройки в ходе модернизации – типа “Эссекс” (7 кораблей, по 2 агрегата) в 1954-55 гг (“Орискани” в 1959 году) и типа “Мидуэй” (3 корабля, по 2 агрегата, “Корал Си” получил 3) в 1956-57 гг (“Корал Си” в 1960 году), в 1966 году на “Мидуэй” заменили катапульты более мощными (C13).
Добавлю, что установка машин для паровых катапульт увеличивала в/и кораблей на 2.500-3.500т.


Схема действия паровой катапульты

Разумеется паровые катапульты устанавливались и на новые (еще не атомные!) авианосцы типа “Форрестолл” (4 единицы, первые два по паре катапульт С7 и С11, следующие два – по 4 агрегата С7), построенные в 1955-59 гг, “Китти Хок” (4 единицы, по 4 агрегата С13), построенные в 1961-69гг.
На УДК американцы катапульты не ставят (как и трамплины), предпочитая использовать “Харриеры” и F-35B с плоской ВПП с укороченным взлетом и короткой посадкой.
Паровые катапульты ставились и на атомные авианосцы – “Энтерпрайз” (4 С13), построенный в 1961 году и типа “Нимиц” (10 единиц, 4 агрегата С13), построенные в 1975-2009гг.
Т.о. на 18 авианосцах с обычной ГЭУ американцы установили 53 паровых катапульты, а на 11 атомных – 44.


Схема ВПП авианосца типа “Нимиц” – 4 катапульты

Вернемся к британцам – с “Персея” катапульту сняли после возвращения из США и переоборудовали как транспорт. Но на другие авианосцы своих многочисленных типов британцы катапульты ставили (все военной постройки или начаты в войну):
“Викториос” получил 2 катапульты BS4 в 1957 году
“Арк Ройял” получил паровые катапульты (2) при постройке в 1955 году, однотипный “Игл” – при модернизации в 1964 году, в 1970 году оба корабля получили по дополнительному агрегату (большей мощности – BS5, остальные дооборудованы до этих ТТХ).
“Гермес” получил пару катапульт при постройке в 1959 году (в 1971 году их сняли при переоборудовании корабля в десантный вертолетоносец, потом в вертолетоносец ПЛО, а в 1981 году получил трамплин; в 1987 году продан Индии, как “Вираат”), “Центавр” получил свою пару катапульт при модернизации в 1960 году.
Т.о. британцы для себя поставили на 6 кораблей 11 агрегатов (8 – BS4).


Катапульты “Арк Ройяла”

Но, кроме того, британцы активно торговали авианосцами после войны (помимо упоминавшегося уже “Гермеса”) – 4 типа “Колоссус” и 5 типа “Маджестик”, нек-рые перепродавались. На часть из них устанавливались паровые катапульты:
“Венерабл” (типа “Колоссус”) в 1948 году перешел к Нидерландам (“Карел Доорман”), в 1958 году получил одну паровую катапульту, а в 1968 году (после пожара) перепродан Аргентине (“25 мая”)
“Венжанс” (типа “Колоссус”) в 1953-55 побыл в ВМС Австралии (под своим именем), в 1956 году перепродан Бразилии (“Минас Жерайс”) и в 1960 году получил катапульту
“Маджестик” (своего типа) был достроен в 1955 году для Австралии (“Мельбурн”) с одной паровой катапультой
“Пауэрфул” (типа “Маджестик”) достроен для Канады (“Бонавентур”) в 1957 году с паровой катапультой
“Геркулес” (типа “Маджестик”) достроен для Индии (“Викрант”) в 1961 году с паровой катапультой
Всего 5 кораблей, каждый с одним агрегатом (BS4)


“Викрант” с одной катапультой

Франция построила 3 авианосца с паровыми катапультами:
Два с обычной ГЭУ (типа “Клемансо”) построены в 1961-63 гг с парой катапульт (BS5) каждый, “Фош” в 2000 году продан Бразилии (“Сан-Паоло”)
Один атомный “Шарль де Голль” построен в 2001 году с двумя американскими катапультами С13


“Шарль де Голль” с двумя американскими катапультами

Итого:
Паровые катапульты получили:
31 авианосец с обычной энергетикой (15 при постройке, остальные при модернизации), всего установлено (без замен) 73 агрегата
12 атомных авианосцев, 46 агрегатов
Сейчас авианосцы с паровыми катапультами не строятся – новые американские получат электромагнитные, позволяющие, в т.ч., оперировать в высоких широтах. Достраивающийся китайский авианосец “Фуджань” (тип “003”) тоже оборудован ЭМ катапультаит – как будут проходить испытания – посмотрим

Остальные довольствуются трамплином.
Напоследок напомню, что на нашем атомном “Ульяновске” предполагалось установить две паровые катапульты (и трамплин – полный идиотизм!), агрегат проходил испытания (неоконченные) в Крыму…


Схема авианосца “Ульяновск”, с двумя катапультами и трамплином…

 

Что могло бы быть у нас с авианосцами см. тут: https://nosikot.livejournal.com/688813.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.