“Отстойник” французского флота в Бретани, в центре – крейсер “Кольбер”
Не только мы в 50-е строили артиллерийские крейсера – тем же “страдали” еще французы, правда в гораздо меньшем обьеме (напомню в 1950 г. у нас вступили в строй 5 крейсеров пр. 68К, заложенных до войны, а в 1952-55 гг – 14 пр. 68-бис, при этом 7 остались недостроенными, как и 3 тяжелых крейсера пр. 82):
– в 1951-56 гг достроили заложенный еще в 1938 г. “де Грасс” (стандартное в/и 9.400 т, правда с другим составом вооружения – вместо 9 – 3х3 – 152-мм и 6 – 3х2 – 90-мм АУ корабль получил 16 127-мм и 20 57-мм в спаренных установках, помимо РЛС, разумеется). С 1966 г. крейсер был штабным кораблем на тихоокеанском ядерном полигоне (часть орудий сняли, “связь” и помещения добавили). В 1973 г. списан, в 1974-75 гг разобран в Италии. Занятно, что немцы в 1942-43 гг хотели достроить корабль в виде авианосца, но плюнули на эту идею
– а в кон. 1953 г. по переработанному проекту заложили “Кольбер” (стандартное в/и 9.100 т) – с тем же вооружением (бронирование – палуба 50 мм, пояс 50-80 мм), на воду корабль спущен в марте 1956 г, в строй вступил в мае 1959 г. (т.е. он стал ПОСЛЕДНИМ в мире построенным крупным артиллерийским кораблем! 3 британских крейсера типа “Тайгер” вступили в строй в 1959-61 гг, но они были заложены гораздо раньше – в 1941-42 гг, спущены на воду в 1944-45 гг). Ни одна другая страна – кроме СССР и Франции – артиллерийские крейсера после войны не закладывала (если не считать крейсером американский “Норфолк” с 76-мм артиллерией, конечно…), достраивали, правда многие – из ранее заложенных – по два шведы (в 1947 г.) и голландцы (в 1953 г.), 14 – американцы (9 в 1946, 3 в 1948, 2 в 1949 гг), британцев я отметил выше, можно добавить еще итальянский “Германико”/”Сан Марко” (в 1956 г) – если считать его крейсером, конечно
Но чисто артиллерийским корабль был до 1970 г. – в ходе 2-летней модернизации получил ЗРК “Масурка” (1х2 ПУ, 48 ЗУР, СД – 55 км), от старой артиллерии осталось 6 57-мм АУ (3х2), добавили 2 100-мм орудия. В 1980 г. установили 4 ПКР “Экзосет” ММ38
В мае 1991 г. корабль списан (на 6 лет раньше запланированного – видимо развал СССР “помог” сэкономить – перед этим крейсер “поболтался” в Персидском заливе во время 1-й войны там), но на этом история “Кольбера” не закончилась.
В 1993-2006 гг “работал” музеем (частным, причем – “Общество друзей Кольбера”) в Бордо (был самой посещаемой достопримечательностью города), помимо прочего на нем был ресторан и дискотека.
Но к концу 2006 г. “контора” прогорела, гос-во денег не дало и крейсер оттащили на “свалку” (см. верхнее фото). Причем флот в снимал с него в это время кое-что для учебного крейсера-вертолетоносца “Жанна д’Арк”.
Ну а летом 2016 г. его оттащили на разборку на Жиронде
Еще фото “Кольбера” 2011 года: