Речь тут пойдет о пассажирских и грузовых машинах, размером начиная с Ан-140:


МС-21 – надежда нашего авиапрома (он в данном списке – календарно – 7-й, 1-й полет – май 2017 г.)
На нем (импортозамещенном) и его двигателях и НАДО сосредоточить сейчас все усилия, не распыляясь и не поддерживая тупиковые и убыточные проекты!

Итак, “поехали”, начиная с Ан-140 (поваторяю – “мелочь” не учитываем!):

1) Ан-140, первый полет в сентябре 1997 года, планировался как замена Ан-24 (и вместо Ил-114), всего выпущено больше 30 машин (в т.ч. 14 – по лицензии в Иране, на днях взлетел модернизированный самолет – с новым крылом – “Симорг”), 5 (!) разбились, 2/3 – на хранении, перспектив у проекта практически нет – МО РФ давно прекратил закупки

2) Бе-200, первый полет в сентябре 1998 года, “многоцелевой” самолет-амфибия, основное назначение выпускаемых – противопожарный. Выпущена 21 машина (вкл. по 1 – в 2021 и 2023 гг.), есть экспортные заказы, одновременно – НЕтехнические проблемы с поставкой двигателей (понятно откуда и почему). 1 самолет разбился

3) Ту-334, первый полет в феврале 1999 года, проект остановлен в пользу “Сухой Суперджет”, всего построено 2 летных экземпляра, имелись заделы еще на 10+ машин, недавно пошли “вялые” разговоры о возобновлении проекта – “ни о чем”

4) Ан-74ТК-300, первый полет – апрель 2001 года – переделка Ан-74 (но компоновка другая – двигатели опустили под крыло, так что включил в список отдельно), проект остановлен в пользу Ан-148, всего построено 3 самолета, 1 разбился, 1 поврежден в Ливии, остались заделы еще на 3 самолета. Вообще можно обьединить с Ан-148…

5) Ан-148, первый полет декабрь 2004 года, развитие “идеи” Ан-74ТК-300, выпущено ок. 50 самолетов, 2 разбилось. На базе 148-го создан более вместительный Ан-158 и ВТС Ан-178 (так что отдельно их не будет, хотя последний – фантастическая история – получил заказ на 1 (Один) самолет от полиции Перу – вот она, коррупция в полный рост!), последний построенный самолет взлетел в 2018 г, перспективы – туманны

6) Сухой “Суперджет”, первый полет май 2008 года (с двигателями совместной с французской СНЕКМА разработки), произведено больше 230 самолетов (13 – в 2022 г., в текущем перешли на сборку “импортозамещенного” варианта, в пр-ве – 3 машины), 2 разбилось/сгорело, производство продолжается – с серьезным убытком по каждому выпущенному самолету (и, разумеется, БЫЛО – с прибылью для зарубежной кооперации по самолету)! Подробнее по самолету и его перспективам – https://nosikot.livejournal.com/6599924.html

7) Ну и 7-й – МС-21, поставлен первым (см. выше) – летные испытания (выпущено 8 опытных машин), предполагается ряд модификаций самолета. Сертификацию самолета завершили в 2021 г. НЕтехнические проблемы с иностранной кооперацией, из-за необходимости “импортозамещения” серийное пр-во перенесено на сегодня на 2024 г. (явно сдвинется еще вправо)

8) Ил-112, первый полет – март 2019 г., шла сложная “доработка/доводка” машины (большой перевес, не готовы нужные “движки”), после катасрофы опытной машины – перспективы неясны…

Планируется возобновление производства Ил-114 – с новым двигателем ТВ7-117 ( те же, что планируются и на Ил-112; вообще первый полет самолет совершил в марте 1990 года) – в перспективе может стать заменой реактивным регионалам! Проблема та же – ДВИЖКИ !!!
Напомню, что первые полеты Ту-204 и Ил-96, к-рые продолжают выпускаться “штучно” по госзаказу состоялись в кон. 80-х (хотя у Ил-96 появилась небольшая и мелкосерийная перспектива) – но в нынешних условиях речь идет о возобновлении их МАССОВОГО пр-ва – и заявлено о заказах на 20-70 (!) 214-х и достройке нескольких 96-х (последние новые машины обоих типов поднимались в воздух в 2021 г) – в принципе это неплохой вариант сейчас!
Ил-76 с новым крылом и двигателями ПС-90 не учитываю – все-таки это модернизация старого, о выпуске – в ежегодных отчетах о нашем гражданском авиапроме…
Постепенно, медленно и задержками разворачивается разработка широкофюзеляжного самолета CR-929 с китайцами, выделены деньги на разработку двигателя под него – ПД-35 – но это дело далекого будущего, причем в условиях санкций и жесткого сокращения бюджета – все более далекого, а с учетом недавних изменений в китайской позиции – возможно оно – будущее данного проекта даже и призрачное… Пока: а) ПОЛНОСТЬЮ (!) перепроектируют самолет под “импортозамещение”; б) китайцы начали разработку собственного варианта – С939 – угадаем с одного раза что будет раньше…
Хотя – регионал с ТВД, среднемагистральный МС-21 и мелкосерийный широкофюзеляжный – были бы приемлемой системой для нашей гражданской авиации (при условии дополнения местными машинами в виде “реинкарнации” Ан-2 – об “Байкале” см. тут: https://nosikot.ru/staryj-an-2-ili-novyj-lms-901-bajkal-istorija-i-neveselye-perspektivy/ – вместе с возобновленной 610-й “Элкой” – в виде ТВРС-44 – первый полет намечен на 2024 г – отношусь к проекту с о-очень большим подозрением – ну или даже без нее)! ВСЁ – на базе новых отечественных двигателей и хотя части авионики… С учетом санкционных изменений на рынке (обвальное сокращение авиаперевозок и, как следствие – заказов на новые самолеты), как это странно не звучит наш гражданский авиапром получает еще один ПОЛУшанс – а вот воспользуемся мы им или нет (тем более что и “бедному” топливному сектору “надо помогать”…) и сумеем ли организовать реальное импортозамещение – а не бравурные отчеты наверху с графиками и пр. – большой вопрос!
О гражданском (и транспортном!) авиастроении в России – результаты 2022 г. – см. тут: https://nosikot.ru/grazhdanskoe-aviastroenie-v-rossii-v-2022-godu-tusklo-no-est-odin-prosvet/

4 комментария к «Русские самолеты, совершившие первый полет после 1991 года, перспективы отрасли»
    1. Три машины ушатали иранцы, одну азербайджанцы и одну сами харьковчане. Летели на презентацию иранского варианта Ан-140… Там погибли инженеры с харьковского завода и наш выдающийся журналист и авиационный фотограф Сергей Скрынников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.