Если присмотреться к истории самолетов местных авиалиний – заслуженного Ан-2 (выпущено в России, Польше – пр-во передано туда в 1959 г и Китае примерно 18.000 самолетов) и перспективного ЛМС-901 (первый полет состоялся в январе 2022 г) то найдется много любопытных параллелей – но видны и существенные различия:Начнем с Ан-2:

– первый полет август 1947, серийное пр-во с 1949 г. В Китае пр-во их варианта Y-5 продолжается и сейчас! Сам самолет создан на базе довоенного прототипа ЛИГ-10 (разработан Ленинградским ин-том ГВФ, первый полет – 1937 г) – занятно, что этот биплан имел складывающиеся крылья!

Но Ан-2 был крупнее, имел несколько иную конструкцию оперения и более мощный двигатель – АШ-62 (доработка американского лицензионного Райт-Циклон – у нас М-25), на ЛИГ-10 изначально стоял отечественный МГ-31 (доработка отечественного же М-11)

Помимо своей основной, первоначальной “миссии” – сельскохозяйственной – самолет стал незаменим как единственно доступное средство транспорта в удаленных р-нах России и для малых нас. пунктов, причем его отличало следующее:

– развитая механизация крыла (взлет/посадка с небольших и практически неподготовленных площадок)

– простота конструкции (в т.ч. и отработанного за десятилетия поршневого двигателя – он, кстати, еще производится в Польше и Китае) – к-рая позволяла ремонтировать и обслуживать самолет на любой базе “сельхозтехники”

– надежность – низкая скорость сваливания, возможность планирования и пр. – т.е. если “не помочь” разбить самолет было о-очень трудно!

И все это имело своим результатом НИЗКИЕ ЦЕНЫ на перелеты, доступные ЛЮБОМУ жителю России

Ан-2 пытались “допилить” с помощью ТВД (ТВД-20, МС-14, импортные) – в Ан-3, Ан-2-100, ТВС-2 – но ни один де-факто “не пошел”…

Причем на сегодня в мире продолжает эксплуатироваться примерно 3.500 Ан-2

И вот практически с нуля разработан ЛМС-901 “Байкал” – совместно УЗГА (входит в ОДК, сильно активничает на направлении сборки импортных самолетов – легких австрийских и чешских региональных Л-410/610, с уровнем локализации примерно 30% и небольшими обьемами – понятно какие у этого “направления” в отечественной авиастроении сейчас перспективы…) и МАИ. Иногда ему тоже “приписывают” прототип – Т-101 “Грач” (полетел в 1994 г, двигатель – отечественный ТВД-10; тоже “не пошел”)

Двигатель на “Байкале” – импортный ТВД, чешский, филиала американской GE (они скупили остатки всего авиапрома в Вост.Европе…), серийное пр-во начнется не ранее 2024 г, причем обещают не только перейти на отечественный движок – ВК-800 (он в разработке почти 25 лет – !!!). Его, кстати, давно ждут и вертолетчики для Ка-226 и “Ансата” – свой вариант, разумеется.

О твердых заказах ничего не известно, планируют пр-во 300 самолетов (вкл. экспорт) по цене 120 млн.руб. – а сейчас уже заговорили о 200 млн. (!)

Ну, что можно сказать наперед ТОЧНО (кто хочет – пусть проверяет потом!)

– цена самолета и летного часа на нем вырастет даже к 2024 г В РАЗЫ (проект то бюджетный, финансируется Минпромторгом – а бюджет в РФ для чего нужен?); причем еще сеть обслуживания надо организовать – и цены там будут далеко не “смешные”!

– обьемы выпуска могут не превысить таковые у Т-101, Ан-3 и ТВС-2 – можно вместе взятые (вкл. переделки из Ан-2)

И что это значит – всего лишь одно – самолет НЕ сможет стать заменой Ан-2 в качестве средства транспорта населения России – а станет “воздушным такси” для чиновников (определенных категорий – им же нужно территории “кормления” облетать) и для “конкурентоспособных” россиянинов – а другие сейчас не важны! Еще раз напомню – что там Тэтчер говорила про население России (имея в виду еще территорию СССР) – 15-20 млн.чел, по моему. А остальные подпадут под “оптимизацию” – давно уже проводят идею, что нечего “сидеть” в малых нас.пунктах – НЕРЕНТАБЕЛЬНО содержать их инфраструктуру, надо собрать оставшихся/активных (+ мигрантов) в мегаполисы (для Москвы “планка” называется в 50 млн), а сырье на просторах смогут и “понаехавшие” с западными бригадирами смогут добывать, да вывозить через СМП (планируют до 80 млн.т в год – и это будет НЕ транзит!) и пр. трубы/порты…

НО – новый самолет полетел, продолжаются его испытания, значит освоение бюджета можно признать удачным и отчитаться – а такое не всегда и не у всех получается! А дальше – ну, как там говорили – “как всегда”

Ну и главное в нашем м/стр, как всегда – каки век назад – ДВИЖКИ, ДВИЖКИ, ДВИЖКИ – т.е. культура разработки и пр-ва в самом широком смысле

27 комментариев к «Старый Ан-2 или новый ЛМС-901 “Байкал”? История и невеселые перспективы»
    1. Оставили схему Грача – кстати на “Гжели” – 90-х годов, чуть меньшей – стойка была

  1. Двухмоторная схема чем не нравится? Да и в салоне намного тише будет. На Ан-2 сильный рёв. Правда я летал на грузовом, с откидными лавками.

    1. И ограничений ИКАО по числу пассажиров нет… Но опять же – нет движков!

      1. Мне кажется что-то вроде Ан-28 нужно с объёмным фюзеляжем, а не эта “селёдка”

        1. Ан-2 – это вообще между “заимками” в Сибири, взлет-посадка где угодно, при сваливании он автоматически переходил в горизонтальный полет после набора какой-то скорости. А Ан-28 – это уже классом выше… Движка нет нормального – как всегда – ни ПД, ни ТВД для такого

          1. Я и говорю – что-то вроде, но двухмоторный, с носовой стойкой, ну а про моторы… В Ан-2, помню, залез все матерятся, сидишь на лавке и валишься на соседа. В полёте нормально, после касания опять вповалку. Ладно хоть летом летал, тепло.

          2. 2-х – дорого, тут весь цимус в дешевизне самолета и его летного часа

  2. Со всеми наворотами, что сейчас ставят цена и будет 1-2 лимона баков. Это сколько он окупаться будет?

      1. Вот. Если сделать а-ля Ан-2 по настоящему, то его не допустят к эксплуатации наверно, типа “архаичный”.

    1. там этих моделей – до хрена, времени нет подбирать сейчас – Пайпер, Бич и пр

          1. Ограничения касаются регулярных рейсов. Да, есть у них аналоги. Бабки пилят да и всё. На выходе – карбоновый лимузин вместо утилитарного минивэна.

          2. и вообще все планы по Байкалу уехали вправо – неизвестно на сколько

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.