Еще с “Харриерами”(“Матадорами”) на борту, в охранении 2-х испанских фрегатов типа “Балеарес”(“Нокс”), 1997 год, переход из Испании в Таиланд

Самым маленьким авианосцем в мире на сегодня является “Шакри Наруебет” ВМС Таиланда (!). Полное в/и –

– 11.500т (меньше был только японский “Хошо” времен 2 МВ)., длина 183м (ВПП – 174,1м), ширина 30,5 м, осадка 6,1м, ГЭУ – CODOG, 55.450 л.с., скорость макс. – 25,5уз, дальность – 10.000миль на 12уз, ангар на 10 ЛА (типично – 6 “Харриеров” и 4 вертолета S-70B), максимальная вместимость (включая стоянку на ВПП) – 26 ЛА, экипаж – 600 чел (c авиагруппой), может принимать до 700 десантников, вооружение – 2х12,7-мм пулемета, 3х6 ПУ ЗУР “Мистраль” (по проекту – ВПУ ЗУР “Си Спарроу” и 4х6х20-мм АУ “Вулкан-Фаланкс”).
Проект создан испанцами на основе американских разработок 70-х годов легкого авианесущего корабля – “контроля контроля над морем”. По нему построены испанский легкий авианосец “Принц Астурийский” и его уменьшенный вариант – “Шакри Наруебет”. Корабль построен в Ферроле компанией “Базан” (сейчас – “Навантия”) полностью меньше чем за 3 года (!) – 1994-97 гг. Название переводится как “Слава династии Шакри” (правящей ныне в Таиланде). Обошелся казне в 340 млн.долл.

С американцемЧем руководствовался Таиланд, заказывая такой корабль для своего флота – сказать трудно! Ни у одной страны ЮВА авианосцев не было и не планировалось, да и вообще в 1997 году в Индийском и Тихом океанах (кроме ВМС США) авианосец был только у Индии! Впрочем, самолеты – СВВП “Харриер” (по испански – “Матадор”, куплено 9 машин, в т.ч. 2 спарки) в авиагруппе корабля продержались недолго – уже будучи “подержанными” они не получали необходимого обслуживания и в 1999 году в строю остался только 1 (Один), велись переговоры с Британией на покупку “секонд хэнда”, но деньги тайцы зажали, в результате в 2006 году “Харриеры” официально списали – остались только вертолеты. А ведь сейчас обстановка изменилась – Индия планирует иметь 3 авианосца, хотя верится в это с трудом, Китай получил первый, второй на испытаниях и он на этом не остановится, Япония строит авианесущие “эсминцы”, планирует модернизировать их под F-35, Юж.Корея построила строит уже УДК, ходят слухи о приобретении “Принца Астурийского” то Филиппинами, то Индонезией, хотя это и маловероятно.
Зато авианосец участвовал в ликвидации последствий стихийных бедствий в стране, включая шторм 1997 года, цунами 2004 года и наводнения 2000 и 2010-11 гг (в частности пытался своими винтами “выгнать воду” из реки Чао Прая).
Кроме того используется как королевская яхта – вероятно самая большая и необычная в мире, для семьи монарха оборудованы соответствующие апартаменты (благо объемы позволяют!).
Экипаж яхты встречает своего короля

Правда, последнее время у кого-то в тайском МО появилась “светлая мысль” использовать авианосец как корабль управления, совместно с наземными истребителями “Грипен” и самолетами ДРЛОиУ на базе СААБ-340. Вот СААБ и получил контракт на модернизацию – за 25 млн.долл., установил новые системы управления и связи – что можно сделать полезного за такую мелочь – неизвестно! Подтверждения выполнения этих работ не нашел – возможно денегт нет.
Сейчас “Шакри …” базируется в ВМБ Саттахип, рядом с Паттайей.
О компании “Навантия” см. тут: http://nosikot.livejournal.com/1132466.html (сели в лужу с ПЛ) и тут: http://nosikot.livejournal.com/96609.html, http://nosikot.livejournal.com/679668.html (“производственные успехи”)
Состав ВВС Таиланда см.тут: http://nosikot.livejournal.com/939169.html

 

2 комментария к «Самый маленький авианосец – и самая большая яхта в мире»
    1. Точно – а могли ведь и с нашими породниться – отношения были хорошими, “Аврору” делегации постоянно посещают – мол помогли независимость отстоять

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.