Частично моделирование нормального хода событий кон. 20 – нач. 21 вв (ибо развал СССР/России в 1991 – явно ненормальное явление! Впрочем о его причинах, сути и последствиях я пишу отдельно):

Данная запись – логичное продолжение темы о возможном состоянии нашего флота в случае сохранения России/СССР (начало см. “Авианосцы СССР – наше время”, тут: http://nosikot.livejournal.com/688813.html).
Прикину соотношение сил между авианосными ударными группами США и противостоящими им ударными (противоавианосными) силами наших ВМФ, как бы оно сложилось в середине 90-х годов. В узком плане – только АУГ (включая корабли охранения), с одной стороны и подлодки и наши подлодки и крейсера с ПКР ОН + морская ракетоносная авиация – с другой. Без включения в “уравнение” базовой патрульной авиации США (не только охотились за нашими ПЛ, но и могли нести ПКР “Гарпун”), Б-52 (28 этих стратегических бомбардировщиков были оборудованы для применения ПКР “Гарпун”), противокорабельных вариантов КР БД “Томагавк” (весьма сомнительной боевой ценности, в этом качестве), многоцелевых АПЛ – с обоих сторон, кораблей других членов НАТО, самолетов ДА ВВС (к-рые так же могли работать “по морю” с Х-22) и т.д. и т.п. – иначе это бесконечная история! Возьму только узкий срез – оценка потенциалов, ни в коем случае не моделирование военного конфликта между Россией/СССР и США – к-рый понятно к чему бы привел – тут было бы не до авианосцев…
Да, ну и система МКРЦ “Легенда” предполагается функционирующей в полном составе!
Итак:
К началу 1992 года США располагали 15 авианосцами (за вычетом учебного “Лексингтон” это были: “Мидуэй”, 8 типа “Форрестол” и “Форрестол+”, “Энтерпрайз” и 5 типа “Нимиц”), к 1995-96 гг в нашей убогой реальности вошел в строй еще 1 корабль типа “Нимиц”, были списаны “Мидуэй” и 3 корабля типа “Форрестол”, т.е. всего 12 кораблей (примерно этот уровень они стараются поддерживать и сейчас – 11 авианосцев, но, похоже, цифра скоро упадет до 10…). В случае сохранения России/СССР “Мидуэй” и “Рэйнджер” (не прошел модернизацию по программе SLEP) пришлось бы все равно списать, но “Форрестол” и “Саратога” могли бы еще послужить – было бы 14 авианосцев!
Американский авианосец “Форрестол” (59-й) – первый, построенный после 2-й МВ, модернизированный по программе SLEP в 1983-85гг (в т.ч. установлены ЗРК “Си Cпарроу”, всего на корабле их 3 + 3 ЗАУ 6х20-мм “Вулкан”)

 

ДАЛЕЕ:



Обычно в охранении американского авианосца находились 1-2 крейсера (в это время обычно типа “Тикондерога”, возьмем 1 с ВПУ – их больше), 2 эсминца (возьмем 1 типа “Спрюэнс” и 1 типа “Бёрк”, 1-й серии – их уже было достаточно к середине 90-х, но лишь 1 в начале 1992, тогда было бы 2 “Спрюэнса”), иногда 1 фрегат (типа “Перри”, не будем брать) и 1 АПЛ (сейчас не интересует).
Сейчас в АУГ входят 1 крейсер типа “Тикондерога” и 2-4 эсминца типа “Бёрк”


Головной эсминец типа “Орли Бёрк” – вертолета постоянного базирования на борту нет (но сейчас это нас не интересует!)

Итак, у американцев типовая АУГ – 1 авианосец (с авиагруппой!), 1 крейсер и 2 эсминца,
А что у нас?
Надводные корабли, ракетные и авианесущие крейсера:
– 2 пр. 58 (“Адмирал Фокин” и “Адмирал Головко”), на каждом 8 ПКР ОН П-35 (с перезарядкой еще 8, дальность более 350км, стартовая масса 4,5т, БЧ ок. 900кг или ядерная, скорость полета 1,5М)
– 1 пр. 1134 (“Адмирал Зозуля”, формально – БПК), 4 ПРК ОН П-35


Пуск ПРК П-35 с ракетного крейсера “Грозный” в Атлантическом океане

– 3 пр. 1164 (“Слава” – в ремонте, считаем в строю – американские авианосцы тоже проходили регулярные ремонты, по 2 года, “Адмирал Лобов” и Червона Украина”), на каждом 16 ПКР ОН П-500/1000 “Базальт”/”Вулкан” (стартовая масса 4,8/5,1т, дальность ок. 550/700км, БЧ 500кг или ядерная, скорость полета 2-2,5М)
– 2 пр. 11442 (“Фрунзе” и “Калинин”, “Киров” после аварии 1990г. находился в резерве, не учитываем), на каждом 20 ПКР ОН П-700 “Гранит” (стартовая масса 7т, дальность ок. 600км, БЧ 750кг или ядерная, скорость полета 1,5-2,5М)


Пуск ПКР “Гранит” с тяжелого атомного ракетного крейсера “Пётр Великий” (бывш. “Юрий Андропов”)

– 3 пр. 1143/1143М (“Киев” в резерве – необходима замена котлов, “Минск” в ожидании ремонта, Новороссийск”) на каждом – 8 ПКР ОН П-500 “Базальт” (+8 перезарядка)
– 1 пр. 11434 (“Баку”), 12 ПКР ОН П-500 “Базальт”
– 1 пр. 11435 (“Адмирал Кузнецов”), 12 ПКР ОН П-700 “Гранит”


ПУ ПКР “Базальт” на ТАКР “Баку”

Итого: 13 надводных кораблей с 20 ПКР П-35, 84 П-500/1000 и 52 П-700 в одном залпе (без перезарядки) – в среднем 12 ПКР на корабль (чуть меньше на один авианосец)
К середине 90-х ситуация бы изменилась – войдут в строй “Адмирал Лобов” (пр. 1164), “Юрий Андропов” (пр. 1144, надеюсь имя бы сменили!), “Варяг” (пр. 11436), возможно удалось бы вернуть в строй “Киров”, будут списаны корабли пр. 58 и 1134, в итоге мы имеем 14 кораблей со 100 ПКР П-500/1000 и 104 П-700 – в среднем по одному кораблю на американскую АУГ и по 14,5 ПКР ОН на корабль…
Сейчас у нас в строю “Пётр Великий” (бывш. “Юрий Андропов”), “Адмирал Кузнецов” (в “долгом” ремонте) и оставшиеся 2 крейсера пр. 1164 – т.е. ок. ? ПКР ОН в залпе. Идут неясные разговоры о модернизации и возврате в строй 1-2-3 (!) тяжелых атомных крейсеров пр. 1144 закончились длительным ремонтом всего 1…


Недостроенный ракетный крейсер “Адмирал Лобов” в Николаеве, планы и разговоры о его достройке неск. лет назад возникли и быстро затухли, правда и продать бандеровцы после 2014 г. никуда его не смогли – он излишен для любого флота сейчас, кроме нашего… Ну а в ходе СВО потеряна “Москва”…

Подводные лодки:
– 5 ДЭПЛ пр. 651 (Б-124, Б-24, Б-77, Б-67, Б-203), на каждой – 4 ПКР ОН П-6 (аналог П-35)
– 1 АПЛ пр. 675 (Б-131), 8 ПКР ОН П-6
– 3 АПЛ пр. 675МК (К/Б-47, К-57/К/Б-557, К/Б-56), на каждой – 8 ПКР ОН П-500
– 4 АПЛ пр. 675МКВ (К/Б-1, К/Б-22, К/Б-35, К-34/К/Б-134), на каждой – 8 ПКР ОН П-1000
– 8 АПЛ пр. 949/949А (К-525, К-206, К-148, К-173, К-132, К-119, К-410, К-442), на каждой – 24 ПКР ОН П-700


АПЛ пр. 675 К-22 после столкновения с американским фрегатом “Вог” 28.08.1976г. – т.е. могли и поближе подойти…

Итого: 21 ПЛ с 28 ПКР П-6, 24 П-500, 32 П-1000 и 192 П-700 в одном залпе (всего 276 или примерно по 18 на каждый авианосец – делить среднее на каждую ПЛ не стоит, учитывая разницу ударных потенциалов пр. 949 и остальных).
К середине 90-х картина бы изменилась – в строй войдут еще как минимум 6 АПЛ пр. 949А (и строительство будет продолжаться!), лодки старых проектов будут выведены из состава флота. Мы получим по одной АПЛ пр. 949/949А на каждый американский авианосец – или 24 ПКР П-700…
Сейчас в составе ВМФ, формально, находится ? АПЛ пр. 949А, но примерно ? из них в резерве/ожидании ремонта и модернизации, с неясными перспективами (“Белгород” перестроен в носитель “Посейдонов”)…


АПЛ К-410 “Смоленск” пр. 949А

Морская ракетоносная авиация:
К концу 1991г.-началу 1992г. мы имели 12 авиаполков (как правило 2 эскадрильи ракетоносцев – примерно 20 машин и 3-я – самолетов РЭБ), включая и 540-й инструкторско-исследовательский авиаполк ЦБП и ПЛС практически двойного состава.
В их числе 2 полка на Ту-16к-10-26 (Ту-16 были в 540-м МРАП), каждый мог нести 2 ПКР БД КСР-5 (стартовая масса 3,95т, БЧ ок. 900кг или ядерная, дальность пуска 250-400км, скорость полета 3М) и 1 маловысотную К-10 (стартовая масса 4,5т, БЧ ок. 800кг, дальность пуска более 200км, скорость полета ок. 2М), можно было применять и более старые КСР-2.
Кроме того в 1989-90гг были расформированы (вместо перевооружения на новую технику) 2 авиаполка и 1 эскадрилья Ту-16К – Горбачев и Ко сразу взялись за главную ударную силу флота!
Еще раз напоминаю – в составе ДА ВВС тоже имелись Ту-22М2/3 и Ту-95К, к-рые могли применять Х-22 по морским целям, но мы их не учитываем.


Ту-16К-10-16 с двумя КСР-5 и К-10С (считалось, что одновременное их применение более эффективно)

Остальные МРАП имели на вооружении (помимо самолетов РЭБ) ракетоносцы Ту-22М2 и М3 (170-й и 240-й авиполки передавали свою более новую технику 574-му и 183-му авиаполкам СФ м ТОФ и вновь формируемому авиаполку нового ЦБП и ПЛС – вместо николаевского, а сами расформировывались), к-рые могли нести до 3 ПКР Х-22 (стартовая масса 5,9т, БЧ ок. 900кг или ядерная, дальность пуска до 550км, скорость полета 3,5-4,5М).
Т.е. к концу 1991 г. в строю было примерно 260 самолетов-ракетоносцев, к-рые могли выпустить в одном залпе до 780 (!) тяжелых ПКР большой дальности или 32 ракеты на один авианосец.


Подвеска Х-22 на дальний бомбардировщик ВВС Ту-95К-22

Кроме того необходимо учитывать возможности МРА к быстрой межтеатровой переброске (во время учений “Океан-70”, например, одна эскадрилья Ту-16 с СФ перелетела на авиабазу ТОФ и через 33 часа после получения приказа на перелет нанесла удар по условному противнику в 1.600км от нашего побережья, после чего вернулась к месту постоянной дислокации), просто невозможной для ПЛ и НК!
При нормальном развитии событий и продолжении производства ракетоносцев Ту-22М3 к середине 90-х годов мы имеем 14 авиаполков, т.е. по одному на авианосец или по 60 (!) тяжелых ПКР на АУГ
К коонцу “0-х” годов в ВМФ оставалось только ? МРАП с самолетами Ту-22М3 (120 ПКР), все они переданы ВВС и находятся на вооружении новоизобретенных “авиабаз”…
В планах модернизация ? Ту-22М3 до варианта М3М (с ракетами Х-32)…


Ту-22М3 с двумя УР Х-22 (одной не хватает до максимума!)

Таким образом мы имеем на рубеже 1991-92гг 62 тяжелых ПКР на одну АУГ, а к середине 90-х этот показатель достигнет СТА тяжелых ПКР большой дальности на одну авианосную ударную группу ВМС США (один ракетный или авианесущий крейсер, одна крейсерская АПЛ с ПКР ОН и один авиаполк ракетоносцев). Ну а затем в строй начали бы вступать атомные авианосцы типа “Ульяновск”, к-рые вместе с кораблями пр. 1143.5/6 радикально изменили бы соотношение сил на море…
Сейчас – около 30 (учитывая 6 АПЛ пр. 949А)…
Но что могут противопоставить этому американцы?
Посчитаем:
Сначала авиационный компонент:
В 1991/92
– 20 истребителей F-14 “Томкэт” (каждый несет по 6 УР “в-в” AIM-54 “Феникс”, к-рые СПЕЦИАЛЬНО разрабатывались для поражения наших ПКР ОН, с комбинированной активной и пассивной РЛ ГСН, в реальных БД в этом качестве испытать оружие не удалось, мнения противоречивые…)


Истребитель Ф-14 “Томкэт” с дальними УР “в-в” AIM-54 “Феникс”

– 20 многоцелевых истребителей F/A-18 “Хорнет” (каждый может нести пару “Сайдвиндеров” и 4 AIM-7 “Спарроу”, но вероятность сбить сверхзвуковую ПКР для них крайне незначительная)
– 6 самолетов РЭБ EA-6В “Проулер” – могут сыграть значительную роль в ослаблении атаки
– 4 самолета ДРЛО ЕА-2С “Хокай” – основной компонет раннего предупреждения АУГ об атаке противника
Итого 120 УР “Феникс”
В середине 90-х
– кол-во “Хорнетов” вырастет вдвое (в основном заменили А-6 “Интрудер”), но на потенциале отражения массированной атаки тяжелых ПКР это никак не скажется; остальное без изменений
Общее кол-во УР не изменилось
Сейчас
– “Томкэты” с их “Фениксами” сняты с вооружения – значит считают, что угроза, для парирования к-рой они создавались,  маловероятна, но смотрим ниже
– 48 “Хорнетов” и “Супер Хорнетов” с новыми РЛС (на некоторых – AN/APG-79 с АФАР) и до 6 УР AIM-120 AMRAAM (нормальная нагрузка – 4, УР с активной РЛ ГСН, создавалась, в т.ч. как более легкая замена “Фениксам”) – потенциал отражения атаки значительно возрос
– ЕА-18G “Гроулер” меняют “Проулеры”
– в перспективе “Хокаи” заменят на их новый вариант – E-2D
Итого: до 288 УР AMRAAM


Перспективный американский палубный самолет E-2D “Усовершенствованный Хокай”

Корабельная ПВО:
В 1991/92 гг
– ок. 90 ЗУР “Стандарт” SM-2MR (на крейсере типа “Тикондерога”, размещаются в ВПУ вместе с КР БД “Томагавк” и ПЛУР ASROC, в различных комбинациях)
– 40 ЗУР “Си Спарроу” (5 ПУ – 3 на авианосце, 2 на эсминцах типа “Спрюэнс”), в первом залпе, с перезарядкой – 120 ЗУР


Пуск ЗУР “Си Спарроу” с атомного авианосца “Дж.Вашингтон”

– 4 127-мм универсальных АУ (2 на крейсере, по 1 на эсминцах), вероятность поражения ими сверхзвуковых тяжелых ПКР крайне мала
– 9 6х20-мм ЗАУ “Вулкан” (3 на авианосце и по 2 на кораблях эскорта), см. мой комментарий к 127-мм АУ
Итого: примерно 130 ЗУР
В середине 90-х
– кол-во ЗУР “Стандарт” вырастет примерно до 150 (за счет появления эсминца типа “Бёрк”)
– “уйдет” одна ПУ “Си Спарроу” (нет одного эсминца типа “Спрюэнс”)
Итого: примерно 180 ЗУР


Пуск ЗУР “Стандарт” SM-2MR с американского эсминца “О’Кейн” типа “Бёрк”

Сейчас
– около 210 ЗУР “Стандарт” (второй “Берк”), возможно размещение в каждой шахте ЗУР “Стандарт” 4-х ЗУР “Усовершенствованный Си Спарроу”
– 16 ЗУР “Си Спарроу” (только на авианосце)
– 2х21 ПУ ЗУР RIM-116 (на авианосце, по одной вместо “Си Спарроу” и “Вулкан”), см. мой комментарий к АУ
– 8 ЗАУ “Вулкан”
Итого: может быть больше 300 ЗУР…
Таким образом, общее соотношение потенциалов:
В 1991/92 гг 60 на 250 УР (1 к 4-м – не очень хорошо!)
В середине 90-х годов 100 ПКР на 300 ЗУР (1 к 3-м) – учитывая отрабатывавшиеся массированные атаки АУГ одновременно, с разных направлений, высокие ЛТХ наших ПКР ОН был бы реальный шанс “убить клопа”!
Сейчас ? ПКР на 600 ЗУР (1 к ?) – миссия невыполнима, ударный потенциал нашего флота, с таким трудом создававшийся народом был  утрачен!


Представляемый западными “экспертами” план китайской атаки на американскую АУГ (главный участник – баллистическая ПКР DF-21D, о ней тут: http://nosikot.livejournal.com/71470.html)…

ЗАНАВЕС (правда с новыми средствами поражения – подводными и ГЗ ситуация становится “не столь однозначной” – но тут разговор отдельный…)

P.S. По морским ракетоносным авиадивизиям/полкам (МРАД/МРАП) сделаю отдельную запись

5 комментариев к «Соотношение сил на море СССР-США – недавняя, но навсегда ушедшая история…»
    1. В обозримом будущем нет, другие проблемы надо решать и сосредоточиться на них, у флота номер 16

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.