DSCF2389.JPG
Слева – новейший индийский эсминец “Ченнай” типа “Калькутта” – местной постройкиРечь идет, естественно, об индийской “Вираате” – бывшем британском “Гермесе” – я его навестил в Бомбее в ноябре позапрошлого года, он сейчас находится на местной ВМБ в отстое, в ожидании дальнейшей судьбы – станет ли он музеем – со стоянкой в гор. Какинада (Андра-Прадеш) – вопрос, британцы собирали деньги на него – не собрали и 10% необходимых, ничего не понимают в ICO ! Сейчас местные пытаются сами как-то подобное реализовать, но перспективы небольшие – скорее всего порежут его (аналогично с историей первого индийского авианосца тоже британского происхождения – “Викрант”)…
Вспомню немного из его истории – перепетии корабля весьма интересны:

“Гермес” (в постройке – “Элефант”) был заложен 3-м (в 1944 году) в серии из 4-х легких авианосцев типа “Центавр” (еще 4 отменили после войны) – продолжение серий “Колоссус” и “Маджестик” (и, в известной степени – концепции “Гермеса” 20-х годов), но уже с увеличенной вдвое мощностью ГЭУ (до 80.000 л.с., паротурбинная, естественно) и вполне “эскадренной” максимальной скоростью в 29,5 уз. Кроме того добавили броню – 1-2 дюйма прикрывали сверху и с бортов машины и оружейку (ВПП не бронировали).
Стандартное в/и по проекту 18.300т, полное 24.500, длина по ВПП 216,4м, ширина 30,5м, осадка (максимальная) 8,2м, экипаж 1.400 чел. (вкл. 200 – авиагруппа), вооружение – 4х2х114-мм АУ, авиагруппа 42 самолета.
После окончания войны темпы постройки серии упали, но, все же, британцы решили корабли достроить – более ранние проекты военного времени уже не удовлетворяли новым требованиям. Внесли изменения, получилось (пр. 1951 года):
– в/и 20.300/26.100т (незначительно упала макс. скорость), ширина ВПП увеличена до 36,2м, вооружение 2х6, 8х2 4х1 – все 40-мм Бофорсы, экипаж 2.100 чел. (270 – авиагруппа), появились реактивные самолеты (“Си Хок”), всего их стало 36. Именно в таком виде вступил в строй  в 1953 г. “Центавр” и, с небольшими изменениями, в 1954 г. – “Альбион” и “Булварк”.
А “Гермес” в феврале 1953 года только спустили на воду, проект “на нем” опять изменили – ввели настоящую угловую палубу (6,5 град)., ширина ВПП достигла 43,4м, в/и 23.900/27.800т, вооружение сократили до 5х2х40-мм АУ, авиагруппа – 28 ЛА (появилось 4 вертолета ПЛО) – причем вполне тяжелые реактивные машины – “Симитары” (быстро были заменены на “Буканиры”) и “Си Виксены” (эти на “Гермесе” на “Фантомы” заменить не удалось, хотя и пробовали – фото внизу), для них установили 2 паровых катапульты – подробнее о них тут: http://nosikot.livejournal.com/1232672.html.
Таким корабль вошел в строй в ноябре 1959 года. Но к этому времени требования к авианесущим кораблям у британцев изменилось и все 3 одноклассника “Гермеса” в 1958-63 гг были переоборудованы в десантные вертолетоносцы – после агрессии против Египта в 1956 году (там британцы применили в таком качестве “Океан” и “Тезей”), так что авианосцем он остался только одним из серии!
В 1964-66 гг корабль опять модернизировали – под “Си Виксены” и “Буканиры” – расширив ВПП до 48м, артиллерию заменили 2 ЗРК самообороны “Си Кэт” – о подобных подробнее тут: http://nosikot.livejournal.com/1768028.html
Но время шло, в 1971-72 гг британцы списали “Центавр” и “Альбион” и в 1971-73 гг переоборудовали и “Гермес” в вертолетоносец – сняли катапульты, аэрофинишеры и пр., правда специально оговорили роль ПЛО с базированием “Си Кингов” HAS, корабль мог принимать 750 морпехов.
Тогда же в Британии началась постройка 3-х легких авианосцев ПЛО типа “Инвинсибл”, но шла с задержками, поэтому решили и “Гермесу” придать возможность базирования СВВП “Си Харриер” (напомню, что основное его предназначение, по ТЗ – борьба с нашими Ту-95/142 и Ил-38, а так же вертолетами РЦ), установив взлетный трамплин. Модернизацию корабль прошел в 1980-81 гг. Типовая авиагруппа к этому времени – 5 “Си Харриеров” и 9 “Си Кингов”…
Ну а тут и Фолклендская война подоспела – пришлось, все-таки и “Гермесу” поучаствовать в б/д (кстати, в это время в резерве еще находился и однотипный “Булварк”, хотели его реанимировать, но … не смогли – правда часть механизмов и пр. использовали на “Гермесе”), подробнее об этом тут: http://nosikot.livejournal.com/1402416.html. В ходе войны авиагруппа “Гермеса” составляла 10-12 “Си Кингов” и 18-26 “Харриеров”/”Си Харриеров”.
После войны Австралия решила чем-то заменить свой старый авианосец “Мельбурн” (бывш. британский типа “Маджестик”) – им предлагали “Инвинсибл”, потом и “Гермес”, но сделка сорвалась…
Так или иначе “Гермес” списали в ноябре 1984 года – прослужил в британском флоте 25 лет (в т.ч. в ремонтах и, в основном, в переоборудованиях – 6 лет), но подоспели индусы – захотели дополнить свой “Викрант” (тоже бывш. британский типа “Маджестик”, его списали в 1997 г.) еще одним – так авианосец в 1987 году стал индийским “Вираатом”.
В состав авиагруппы включили Камовские вертолеты, вооружение составили 30-мм автоматы АК-230 (2), 16 ВПУ ЗУР “Барак” и 2х40-мм АУ.
Но старость (и индусы – ?) берет свое – в 1993 году было затоплено машинное отделение – 2 года ремонта, 1999-2001 гг – снова (тогда и заменили системы вооружения), 2003-04 гг еще раз (установили ВПУ ЗУР “Барак” с СУО), 2009 г. – почти весь в ремонте, потом пришлось дотягивать пока наши “допилят” “Горшкова” до “Викрамадитьи” – короткий ремонт в 2011 году и еще один в 2012-13 гг
Т.о., если “Гермес” в индийском флоте он прослужил 30 лет, из них 8 лет в ремонтах (с незначительными модернизациями)…
ВСЕГО: 55 лет службы (минус 14 лет ремонтов и модернизаций), плюс: 3 года “отстоя” между Британией и Индией; 6 лет достройки после спуска на воду и еще 9 лет (!) на стапелях – ИТОГО 73 года !!!

 

Еще фото мои и исторические:
Это мои:
DSCF2181.JPG
DSCF2182.JPG
DSCF2236.JPG
DSCF2373.JPG
DSCF2380.JPG
DSCF2381.JPG
DSCF2386.JPG
DSCF2388.JPG
После вступления в строй:

“Фантом” на “Гермесе”:
Возвращение из Юж.Атлантики в 1982 году:
Индийский флот:



 

Следующий за ним по возрасту был бразильский “Сан-Паулу” (бывш. французский “Фош”), о нем тут: http://nosikot.livejournal.com/1443400.html и http://nosikot.livejournal.com/1445373.html, но он тоже списан в 2019 году – отчаялись привезти его в боеспособное сосотояние – и затоплен, так что остается американский “Нимиц” (68-й)!
Хотя как знать – отставной теперь милитарист Трамп запрашивал инфу по реактивации “Китти Хок” (63-й) – ему дали отрицательный ответ, но ведь наверняка не слишком разбирались в вопросе, наверняка (при том, что еще и “Кеннеди” (67-й) был…) – но американские Сердюковы оба продали по доллару (!) на разделку
Формально из остающихся на плаву, правда – “Лексингтон” типа “Эссекс” – музей в Техасе…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.