Скорее всего это и “свои” и экспортные – на сборочном заводе Дассо рядом с аэродромом Бордо-Мериньян…
Самолет был разработан в 70-80-е годы для
замены “Миражей F.1” и “Ягуаров” в ВВС и “Крусейдеров” и “Супер Этандаров” в ВМС страны. С другими европейскими партнерами о совместной разработке договориться не удалось. Первый полет – июль 1986 г. (прототип) и май 1991 г. (предсерийный вариант)
Первоначально ВВС/ВМС планировали заказать 250/86 самолетов, но затем быстро “сьехали” (по бюджету) на уровни 234/60 и 212/60, сейчас остановились на 180 самолетах для обоих заказчиков
Серийное пр-во началось в декабре 1992 г., приостанавливалось в ноябре 1995- январе 1997 гг (финансовые трудности и технологические проблемы), затем продолжилась с темпом 11 самолетов в год (цикл пр-ва 1 самолета – 24 месяца), но экспортные заказы внесли коррективы в поставках “Рафалей” для своих – им доставалось лишь 3 (!) самолета в год, поэтому темпы были увеличены – в прошлом году был план 15 машин (реально собрали – 13). В этом году поставку ВВС Франции 180 самолетов планируют завершить и … в планах вернуться к цифре 234 ! В 2024-25 гг “планка” – 20 машин в год, затем – 24, но перспективы новых заказов могут потребовать увеличения цифры до 27 – хотя и эти уже вызывают сомнения, основные проблемы – квалифицированные кадры у головника и в кооперации…
У Дассо кооперация из 500 поставщиков, в пр-ве самолета заняты 7.000 человек, считается, что ВСЕ важные компоненты производятся во Франции.
Один самолет обходится в 70-80 млн.евро (в ценах 2013 г.), вся программа – 45 млрд.евро. На замену “Рафалю” еще не скоро (в 40-е годы) придет перспективный истребитель, разрабатываемый (пока на уровне предэскизов) совместно с Германией (к ним присоединилась и Испания)
С экспортом долго ничего не получалось, первым заказчиком стал Египет (в 2015 г. 24 самолета и в мае 2021 г добавили еще 30), причем первые самолеты Египет получил в том же году – из предназначенных для ВВС Франции, на сегодня поставлены 24 машины
В том же году к Египту присоединился Катар (24+12 самолетов и 36 – доп.опцион), они первый истребитель получил в 2019 г., на сегодня все поставлены
Ну и Индия – окончание “тягомотины” с их конкурсом привело к заказу на 36 самолетов с большим оффсетом (+перспективами по поставке дополнительных истребителей). Индусам “Рафали” обходятся гораздо дороже Су-30… 36 истребителей поставлены, сейчас идет подготовка контракта на 26 палубных (а потом и ВВС могут запросить дополнительные машины)
Греция уже в “теме” (24 машин – 12 новых и 12 из наличия – 18 поставлены)
Хорватия – контракт на 12 истребителей (из наличия), 6 поставлены
Швейцария возвращалась к вопросу о закупке 36 машин (после провала на референдуме 2011 г – !) , но … “перебили” американе с 35-мы
Индонезия подала заявку на 42 “Рафаля” (контракты подписаны пока на 6+18 самолетов)
Эмираты – заказали сразу 80
Есть и другие перспективы (например Сербия на 12 самолетов – ! – есть “слухи”, что контракт уже подписан – в августе 2024 г – причем, в отличии от Хорватии самолеты будут новые) – полагаю, что всего под 700 машин они выпустят – к сер. 30-х
Еще фото:
70-80 лимонов… Это сколько ролсов или бень можно взять?
Французы такие схемы любят,но их и ловят больше других