На верхнем фото – ролкер Черноморского пароходства “Владимир Васляев”, на нижнем – вспомогательное судно ВМС США (Командование морских перевозок) “Рой М.Вит” Т-АК-3016.
Что между ними общего? Да просто это одно и то же судно! Но в разные годы…
В 70-80-е годы на Николаевском ЧСЗ были построены 4 быстроходных ролкера (т.е. суда имеющие возможность загружать/разгружать самоходную технику через аппарель) пр. 1609 “Атлантика”:“Капитан Смирнов”, “Капитан Мезенцев” (оба спущены на воду в 1979 г.), “Инженер Ермошкин” (1980 г.) и “Владимир Васляев” (1987 г. – возможно в проект за эти годы внесли изменения, но, скорее всего, у предприятия были более срочные заказы…)

(погрузка Жигулей на “Капитан Смирнов”)Особенность этих судов была в том, что при их проектировании и стр-ве учитывались требования военных – ВМФ СССР были нужны в составе Минморфлота быстроходные войсковые транспорты – такими они бы и стали при мобилизации – а до наступления “Особого периода” перевозили бы н/х и коммерческие грузы.

Выгрузка тяжелой техники с “Капитана Мезенцева”

Основное отличие ролкеров пр. 1609 от других подобных судов – газотурбинная ГЭУ (2 агрегата М25 общей мощностью 50.000 л.с.), позволявшие им развивать скорость до 25 уз, дальность плавания на 20 уз – 15.500 м.миль. Обьем грузовых отсеков – 55.000 куб.м (валовая вместимость ок. 15.000т грузов), длина – 227м

Но в 1991 году Большая Россия/СССР распалась и данные суда, каки многие другие, достались “протобандеровцам”, те их у себя подержали относительно недолго и в 1996 году продали за границу (оформили под удобным флагом – Гренадины.
Вот там американцы “Васляева” и сгрябчили – как самое новое судно (называлось оно уже “Базалия”). Но в покое не оставили – испоганили, таки – удлиннили на 36м – скорость упала до 20,5 уз, но грузовместимость выросла вдвое…
В “Джейнсе” указано – перестроен на верфи Бендер, в строй вошел в 2001 г., теперь в составе сил передового развертывания (T-AK 3016)

Судьба других:
“ГТС Кэти” (бывш. “Ермошкин”) – авария (пожар), разделан в Аланге (индия) в 2001 г.
“ГТС Криста”, потом “Си Линг” (бывш. “Смирнов”) успел потрудится на румын, списан, разделан там же в том же году
“Балкалея” (бывш. “Мезенцев”) попала вновь чернорморским владельцам из Одессы (уже под ямайским флагом), списано в 2002 г., разделано там же…

Да, на основе данного проекта был разработан и пр. 10200 вертолетоносца “Халзан”

Ну а зато теперь, для работы в “сирийском экспрессе” покупаем старые посудины у тех же турок, согнали БДК со всех флотов, расходуем их ресурс…
Возможно ролкеры данного проекта в порт Тартуса бы и не смогли войти, но ведь в составе русского/советского НЕвоенного флота в 1991 г. было больше 8.000 судов общим дедвейтом ок. 30 млн.т! Явно можно было и ролкеры поменьше подобрать…
Но – РФ досталось от раздела чуть больше половины, да и большинство всего этого было быстро продано или переоформлено за границу – как правило разбазарено или приватизировано за бесценок…
Кстати, а в составе командования морских первозок США и моб.резерва сейчас находится больше 100 судов, к-рые за один рейс способны перебросить через океан больше 3 млн.т техники и грузов! Часть уже в мирное время загружены комплектами ВиВТ различных частей и находятся на “передовых позициях”…
Да, а сам “Васляев”/”Рой М.Вит” последние годы был замечен в активных перебросках американской ВиВТ в Европу

P.S. Вообще деятельность и уничтожение Черноморского морского пароходства в кон. 80 – нач. 90-х – источник многих “начальных” капиталов в Малоросии, большинство с криминальным оттенком, впрочем и в других регионах России судьба комм.флота была не намного лучше…

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.