3 года назад в Бендер-Аббасе руководство Исламской республики приняло участие в церемонии по вводу в строй ВМС Ирана новой ПЛ – “Фатех”:

Заявленные ТТХ корабля:

В/и 600 т, длина 48 м

– автономность 35 сут, дальность хода 3.600 м.миль

– глубина погружения – 180 м, скорость 14 уз

Вооружение: крылатые ракеты, торпеды, мины…

Напомню историю подводного флота Ирана:

Подводный флот Ирана создавался исключительно тяжело:
В 1975 году достигнута договоренность с США о поставке 3 ДЭПЛ типа “Тэнг” (послевоенной постройки 1949-52 гг, вся серия 6 единиц), даже начали обучаться экипажи, но исламская революция 1979 года спутала карты. Первая лодка, готовая к переходу в Иран – S101 “Kousseh” (бывш. SS566 “Траут”) была оставлена в США, экипаж вернулся домой, позже корабль конфискован, пущен на слом лишь в 1992 году. Вторая ПЛ – бывш. SS563 “Тэнг” досталась в 1980 году туркам (как “Пири Рейс”, в Иране была бы “Долфином”), третью – бывш. SS565 “Уаху” списали в 1980 году (в Иране ее назвали “Наханг”)

Следующим был заказ в 1978 году на 6 германских ДЭПЛ типа “209” (серии 1400), но, после революции аннулировали и его, продвинуться немцы успели лишь немного…
Но и у аятолл желание иметь подводный флот возродилось и в 1990 году был подписан контракт с СССР на поставку в Иран 6 ДЭПЛ пр. 877ЭКМ (плюс сооружение береговых объектов для обеспечения их базирования в Бендер-Аббасе по контракту 1991 года). Первые две – 901 “Тарек” и 902 “Нур” были построены в 1991-92 гг (время стр-ва одной от закладки до сдачи – 8 – ! – месяцев, правда с учетом наличия заделов) и пришли в Иран в ноябре 1992 – июле 1993 года. Уже тогда раздавался зубовный скрежет из-за океана, угрозы санкций в отношении РФ и пр., ну и ДОДАВИЛИ !
Вместо поставок оружия Ирану США “милостиво согласились” выкупить у нас запасы оружейного урана по бросовой цене! “Он хотел меня по заднице пнуть, но я увернулся – морду подставил!”
Удалось (!) выговорить окончание начатых в Иран поставок, в результате 3-я ДЭПЛ 903 “Юнес”, заложенная в начале 1992 года вступила в строй только в январе 1997 г…
Затем возник вопрос с ремонтом/модернизацией поставленных кораблей – тем более, что перед глазами пример Индии, с аналогичной задачей (и с установкой ПКР “Клаб” на ПЛ), переговоры велись, но в Россию на модернизацию лодки не прибыли (в т.ч. из-за опасения, что из-за санкций или прямого давления на Кремль иранцы их уже никогда не увидят – пример с “поставкой/непоставкой” С-300 убеждает, что тут все возможно). В результате корабли ремонтируются и модернизируются на месте, наше участие – в виде специалистов со “Звездочки” было свернуто, в связи с “санкциями против Ирана” – ну кому-нибудь смешно?! Были сообщения об оснащении их ракетами китайского/иранского пр-ва. В “адаптации” первых двух лодок к жарким условиям, по сообщению, иранцам оказывали помощь индийцы (в т.ч. в поставке аккумуляторных батарей). Относительно состояния 3-й ПЛ информация отсутствует…


Одна из иранских ПЛ пр. 877ЭКМ

Сверхмалые ПЛ, невооруженные торпедами, в сферу моего справочника не входят (а их Иран закупал в Сев.Корее и строит сам).
В начале 90-х из КНДР были получены 2 ПЛ типа “Йоно” (бывш. югославский проект) – всего ок. 80т в/и, но имеют 2х533-мм ТА, в нулевые их пополнили еще 4 (возможно, что было поставлено всего 4 – данные разнятся).
Примерно в 2006 году Иран приступает к широкомасштабной постройке собственных малых ДЭПЛ типа “Гадир” – 150-тонного класса, в основе проекта – либо северокорейские либо итальянские (Cosmos) прототипы.
О них я писал тут: http://nosikot.livejournal.com/869557.html
Сейчас в составе флота, по сообщениям, находится от 14 до 24 подобных ПЛ, строительство их продолжается, причем сообщается, что они вооружены иранским аналогом нащей подводной ракеты “Шквал”.

Организация и ремонта у себя ДЭПЛ нашей постройки дала иранской пром-сти определенный опыт и наработки и они приступили к постройке ПЛ большего размера:
– о “Фатехе” сказано выше (+ строятся еще 2 однотипных) – стр-во головной заняло больше 10 лет

– есть сообщения о стр-ве НАПЛ “Бесат” с в/и от 1.200 т до 3.200 и, возможно, с ВНЭУ

Т.о., можно заключить, что сейчас в составе ВМС Ирана 3-5 больших и средних ДЭПЛ и до 25 малых (прибрежного действия), причем большинство из двух последних классов – собственной постройки!
В постройке находится неизвестное кол-во ПЛ по крайней мере двух проектов, в т.ч. средние НАПЛ.
В боевых действиях ПЛ Ирана участия не принимали, потерь нет.

P.S. ТТХ, боеспособность и боеготовность ПЛ Ирана неизвестны
P.P.S. КСИР своих ПЛ не имеет и в настоящее время не планирует их заказывать (упор на боевые катера – “москитный флот”)

Предыдущие главы справочника/статьи энциклопедии по подводным флотам стран мира:
Соотношение сил РФ, Китая и НАТО по ПЛ – https://nosikot.livejournal.com/4296580.html
Израиль – https://nosikot.livejournal.com/4162089.html
Индонезия – http://nosikot.livejournal.com/4150317.html (с общей историей флота страны!)
ПЛАРБ Запада – http://nosikot.livejournal.com/3885631.html
Cингапур – https://nosikot.livejournal.com/4377402.html
Бенгалия – https://nosikot.livejournal.com/4390721.html ( полная история ДЭПЛ пр. 633)
Индия – https://nosikot.livejournal.com/4643333.html
Пакистан – https://nosikot.livejournal.com/4647079.html
ЮАР – https://nosikot.livejournal.com/4668084.html
АПЛ Индии – https://nosikot.livejournal.com/4949602.html
Азиатские НАПЛ – https://nosikot.livejournal.com/4979436.html
Все ПЛ Китая – https://nosikot.livejournal.com/4984721.html
Таиланд – https://nosikot.livejournal.com/4995582.html
Израиль – https://nosikot.livejournal.com/5092554.html
Колумбия и Венесуэла – https://nosikot.livejournal.com/5273554.html
Нидерланды – https://nosikot.livejournal.com/5282036.html
Cингапур – https://nosikot.livejournal.com/5311278.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.