В этот день в 1824 году произошло самое крупное и разрушительное в истории Петербурга наводнение – вода в протоке, соединяющем Финский зал. и Ладожское оз. (непонятно почему, но по традиции называемой “рекой Невой”) поднялась на 4,2 м.
В городе погибли сотни людей (точное кол-во неизвестно – трупы унесло), разрушены и повреждены тысячи домов.
Катастрофические потери понес Балтийский флот:

были выброшены на мель 17 кораблей и 12 фрегатов, из них восстановлены через неск. лет всего 2 корабля и 6 фрегатов.
К этому надо добавить разборку в 1825 г. нескольких старых/ветхих кораблей и фрегатов, не отмеченных прямо среди жертв наводнения, но числившихся в составе флота.
При штатной численности в 27 кораблей и 18 фрегатов можно говорить о том, что флот был уничтожен…
Уцелели считанные единицы, находившиеся в плавании – в общем флот кампанию закончил и был разоружен в Кронштадте.
Вообще, надо сказать, Александр I с пренебрежением относился к флоту, считал его для России и ее нужд излишним, а бюджет, выделяемый на эти нужды – источником обогащения “профильных” чиновников.
Чего только стоит его операция по экспорту боевых кораблей в Испанию в 1818 г. – 5 линкоров и 6 фрегатов (вкл. 3 доп. фрегата – в связи с плохим состоянием поставленных кораблей) за 16,8 млн.руб. (примерно соответствовало годовому бюджету БФ, правда испанцы заплатили меньше – 14,1 млн., но оставшееся с них и не требовали).
Эта сделка, в числе прочего, показало отвратительное качество постройки кораблей в России – в среднем они служили втрое меньше иностранных (в т.ч. из-за использования гнилого/сырого леса) – и ходили в море крайне редко, за исключением “удачных экземпляров”. Среди испанцев один такой оказался – фрегат “Патрикий” (спущен на воду в Архангельске в 1816 г.) – он добрался до Латинской Америки (там же шла инспирированная англичанами “война за независимость” против Испании), был захвачен чилийцами, стал флагманом их нового флота, был продан ими аргентинцам в 1826 г. (за 0,5 млн.руб.) и пропал во время перехода к новым хозяевам у м. Горн…
Но, повторю, с финансовой точки зрения сделка была оч.удачной!
Так что перефраз Потемкина “Бог бьет, не турки” тут уместен лишь в малой степени
Ну а после Александра, в 1826 г. утвердили новый штатный состав БФ – на 1 фрегат больше! И продолжили за бюджетные деньги “уничтожать леса, превращая их в гниль в Кронштадте” (как выразился один современник). Во время Крымской войны БФ отсиделся за укреплениями Кронштадта (и минами), Черноморский самозатопился в Севастополе, последние крупные парусные корабли разобрали в 1862-64 гг. , в винтовые переделали всего неск. единиц, выбирали “удачные”:
– “Гангут” (1825 г.), в 1852-54 гг перестроен в винтовой (3.700 т, 450 л.с., 10,5 уз, 72 ор., 950 чел.) – списан в 1864 г.
– “Константин” (1837 г.), в 1854-56 гг перестроен в винтовой (3.800 т, 550 л.с., 9 уз, 85 ор., 780 чел.) – списан в 1871 г.
– “Вола” (1837 г.), в 1854-56 гг перестроен в винтовой (3.800 т, 500 л.с., 10 уз, 85 ор., 950 чел.) – списан в 1871 г.
– “Выборг” (1841 г.), в 1852-54 гг перестроен в винтовой (3.500 т, 450 л.с., 7,5 уз, 72 ор., 950 чел.) – списан в 1863 г.
– “Орел” (1854 г.), в 1852-54 гг достроен как винтовой (3.700 т, 450 л.с., 9,5 уз, 84 ор., 950 чел.) – списан в 1863 г.
– “Ретвизан” (1855 г.), в 1854-55 гг достроен как винтовой (3.800 т, 500 л.с., 9,5 уз, 84 ор., 830 чел.) – списан в 1880 г. (машину сняли в 1863 г.)
– “Цесаревич” (1857 г.), заложен в Николаеве, в 1859-61 гг в Кронштадте перестроен в винтовой (5.600 т, 800 л.с., 11 уз, 135 ор., 950 чел.) – списан в 1874 г.
– “Синоп” (1858 г.), заложен в Николаеве, в 1859-61 гг в Кронштадте перестроен в винтовой (5.600 т, 800 л.с., 11 уз, 131 ор., 950 чел.) – списан в 1874 г.

P.S. Формально в ходе РЯВ БФ понес примерно аналогичные потери (14 из 17 броненосцев и 11 из 21 крейсера) – ведь корабли 1-й и 2-й ТО эскадр были к нему приписаны, но ведь не за 1 день, но и это тоже из серии нашей общей “морской невезухи”

4 комментария к «В этот день Балтийский флот потерпел свое крупнейшее поражение. Конец русского парусного флота»
  1. Опять родной бардак. Господинчикам офицерикам лениво было из Кронштадта мотаться, иот они в Неве и запарковались.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.