Прогуливался по Люцерну и вдруг настойчиво-тревожный звук с неба заставил меня поднять взгляд вверх:
– на относительно небольшой высоте надо мной проплывал средних размеров 3-моторный винтовой моноплан – “Юнкерс 52”!
Именно такие – из гитлеровского легиона “Кондор” стали виновниками трагедии басконской Герники 26 апреля 1937 года – тогда впервые в истории авиации была применена ковровая бомбардировка – 6 троек “Юнкерсов” последовательно прошли над городом, накрывая бомбами (в основном 50-кг) полосы в 150 м. Средств ПВО или истребительного прикрытия у небольшого города не было. Точной цифры погибших до сих пор нет – фашисты (местные и итальянца) заняли город через 3 дня, большинство же современных историков сходятся на 850 погибших (т.о. точнее всего оказался доклад наших военспецов – 800 жертв, британский журналист, первым сообщивший о трагедии называл до 3.000, франкисты опубликовали в газетах издевательские 12…) – т.е. больше 10% населения Герники (и это не считая раненых!). Большинство погибло в огне – своей пожарной команды тоже не было, прибывшая из Бильбао растерялась, увидев масштабы пожаров. 3 предприятия, выпускавшие военную продукцию практически не пострадали.
Правда в роли среднего бомбардировщика Ю-52 быстро вытеснили более современные машины – До-217, Ю-88 и Хе-111, а вот в качестве транспортного он использовался всю войну, включая Норвегию, Крит, Демянск и Сталинград (собственно и в Испании начал с этого же, перебросив войска мятежников из Марокко).
Так вот в Швейцарии летали 3 из 4 оставшихся “на крыле” Ю-52 ! Немецкая сборка, двигатели БМВ, поставлены местным ВВС в 1939 г. Возили туристов над Альпами. 4-й – 1936 г. – символ Люфтганзы с движками Пратт-Уитни. Еще 4 летных Юнкерса – испанской послевоенной сборки.
Флот швейцарской авиакомпании “Ю-Эйр” и что с ней произошло:
Швейцары мастера нагнетать – не хуже Хичкока, смотрите как зловеще раскрасили один из Юнкерсов, но быстро одумались:
Однако в августе 2018 г. один из Юнкерсов разбился с 20 человеками на борту:
И хотя Ю-Эйр бьет себя пяткой в грудь и обещает этой весной возобновить полеты – у меня на это счет большие сомнения!
Успокоившись, что на меня не “напала Люфтваффа” продолжил осмотр симпатичного города дальше – оба средневековых моста, сохранившиеся оборонительные стены и Умирающий Лев (в предыдущем отчете), набережные, старый город и район особняков в “верхнем городе”. И, конечно же, крупнейший в Европе Музей транспорта – об этом отдельно!
А в Люцерне сейчас, кстати – как и в большинстве других немецких городов Швейцарии – карнавал.
Начну с небольшой видеозарисовки – Мельничный мост, остатки старой э/станции и набережная:
Фотографии Люцерна:
Вид из гостиницы “Монополь” (металлические спицы – от птиц, надо полагать):
Набережные:
Старинные мосты:
Капельбрюке, с башней Вассертурм (14 век) – визитная карточка города (картины – частично на реставрации):
Мельничный мост (нач. 15 в.), с остатками э/станции 19 в. и картинками из Страшного суда:
Старый город:
Верхний город, “богатый район”:
Новое искусство:
Гибель швейцарской банковской системы (Женева): https://nosikot.livejournal.com/4481655.html
Город у подножия могилы Понтия Пилата (Люцерн-1): https://nosikot.livejournal.com/4485659.html
Вот отсюда и пошли все эти ЧВК “Блэк Уотерс” да “Вагнер”… (Люцерн-2): https://nosikot.livejournal.com/4496872.html