Гибель германского броненосного крейсера “Блюхер”
Были на рубеже 19 и 20 веков такие крупные боевые корабли – броненосные крейсера (кстати, общепризнанно, что мы их “изобрели”!) – предтечи линейных и вашингтонских крейсеров. Отличались от остальных крейсеров тем, что имели поясную броню (как броненосцы). Нек-рые, типа наших “Рюриков” строились как “истребители торговли”, другие – как дополнение к эскадренным броненосцам (больше скорость или просто как броненосцы 2-го ранга, например итальянские типа “Гарибальди” и сходные с ними). В русско-японской войне японские крейсера (построенные в Британии, Италии, Германии и Франции) показали себя весьма неплохо – потерь не понесли, но вот в 1-ю Мировую всё сложилось иначе…
Я не беру потери кораблей данного типа от ПЛ, рассматриваю только потери от артиллерийского огня:

В ПМВ под артиллерийским огнем противника погибли 8 броненосных крейсеров – 5 британских и 3 германских – в 4-х сражениях (Коронель, Фолкленды, Доггер-банка и Ютланд). Собственно обстоятельства их гибели достаточно подробно описаны, например Корбеттом, данные неоднократно анализировались и суммировались (например Пузыревским), поэтому просто напомню о некоторых из них:
1. Начнем с британцев:
1.1. “Гуд Хоуп”


находился под огнем 210- и 150-мм артиллерии 23 минуты, но уже через 15 минут после открытия немцами стрельбы по нему получил повреждения “несовместимые с его надводным статусом”, затонул уже после прекращения немцами огня, никто не спасся, поэтому конкретных сведений о повреждениях и борьбе за живучесть нет
1.2. “Монмаут”


находился под огнем 210- и 150-мм артиллерии около часа, затем (после перерыва) под огнем 105-мм артиллерии еще минут 10-15, большие повреждения получил уже через 3 минуты после начала боя, спасенных нет
показал завидную для британских кораблей живучесть – больше часа продержался!

Броненосные крейсера “2-го поколения” показали себя уже значительно лучше, несмотря на то, что противник при Ютланде у них был серьезнее:
1.3.
“Дифенс”

находился под огнем 305-, 280- и 150-мм артиллерии 29 минут, взорвался и погиб со всем экипажем
1.4. “Уорриор”


находился под огнем 305-, 280- и 150-мм артиллерии 35 минут, тонул очень долго -13 часов, 90% команды спасено
1.5. “Блэк Принс”


тут есть 2 варианта:
а) находился под огнем 305-, 280- и 150-мм артиллерии 4 минуты, взорвался, горел и погиб со всем экипажем
б) еще в дневном бою получил значительные повреждения (неизвестно, сколько времени он был, в таком случае, под обстрелом, но вряд ли больше чем передние “Дефенс” и “Уорриор”), а ночью был в течении упомянутых 4 минут окончательно добит
2. германцы
2.1. “Шарнгорст”


находился под огнем 305-мм артиллерии 2 часа 7 минут (последние минуты еще и под огнем 190-мм артиллерии), затонул со всем экипажем
2.2. “Гнейзенау”


находился под огнем 305-мм артиллерии 2 часа 25 минут (примерно), часть экипажа спасена англичанами
2.3. “Блюхер”


находился под огнем 305- и 343-мм артиллерии около 3 часов, был добит торпедами (получил несколько попаданий – !), часть экипажа спасена англичанами

Таким образом – что мы видим?
Британские крейсера быстро гибнут под огнем противника (получая фатальные повреждения в самом начале боя), как правило, со всем экипажем. Германские часами выдерживают огонь более сильного противника, затем, “нехотя”, тонут. Конечно и качество (точность, скорострельность) стрельбы германских артиллеристов тут играет свою роль, но основное – конструктивное, техническое и технологическое превосходство Германии начала 20 в. в кораблестроении

 

6 комментариев к «Живучесть броненосных крейсеров под огнем»
  1. Попозже “Худ” чуть ли не первым залпом накрыли. СУО у них и правда крутые были.

  2. Если попадут… Вот и крутись как хочешь, пялься в окуляры, болтаясь на дальномерном посту

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.