Еще его называли – “летающий гроб” – больно много разбилось, не Ту-22, конечно и не И-16 или МиГ-21 (в Индии), но много (ниже – статистика)…

Ну и кое-что из статистики/истории самолета:

Первый полет – февраль 1956 года.

Первоначально “Старфайтер” был выбран ВВС США как истребитель-перехватчик для замены F-100 “Супер Сейбр” в командовании ПВО, но, похоже, американцы быстро “разобрались” что к чему и снизили свой заказ с 700 до 155 машин, предпочитая дожидаться F-106 “Дельта Даггер”, а 104-е (A и В) передали в нац.гвардию, а ударный вариант С и D cразу пошел в тактическое командование. Вот вторым пришлось немного повоевать – 3 эскадрильи (последовательно) были развернуты во Вьетнаме в 1965-67 гг всего на полтора года (с перерывами), за это время совершили бол. 5.000 вылетов (не все боевые), потери – 14 машин (не все от воздействия противника). Потом были отосланы в Штаты и заменены на “Фантомы”.


104-е в Дананге

Самолет НАСА

В общем в ВВС США за ними рекорд аварийности – 31 ЧП на 100.000 летных часов… С вооружения снят уже в 1969 году (в нац.гвардии Пуэрто-Рико – в 1975 г.)
По данным регистрации и сейчас у частных владельцев в Штатах 10 F-104
Ну а сам самолет был предложен Локхидом (за взятки, конечно – скандал был нешуточный!) союзникам по НАТО – всего было выпущено 2.575 104-х, из них для Штатов только ок. 300 (+ 11 получила НАСА), в основном их собирали по лицензии – в Италии (Фиат, 444), Голландии (Фоккер, 350), Канаде (Канадэйр, 340), ФРГ (Мессершмит, 260), Японии (Мицубиси, 207), Бельгии (САБКА, 188), на долю самого Локхида досталось лишь 738, а 48 собрали “общими усилиями”.

Настоящая “звезда” истребителя взошла в ФРГ – из 916 полученных машин разбились 292 (треть!), погибло 116 пилотов, вдовам 30 из них удалось отсудить по 3 млн. марок (тех еще!) на “рыло”… Я еще помню во время визита Л.Брежнева в ФРГ его самолет сопровождали “Старфайтеры” – как почетный эскорт.
Правда это не рекорд – в ВВС Канады из 238 104-х разбили 110…
А вот в ВВС Испании – ни одного! Может быть они и не летали?! В Японии – только 3 из 230.
В Бельгии – 38 самолетов из 113 полученных разбились.
Италия – 137 из 360, причем местные попытались улучшить самолет, “изобретя” вариант S, к-рый поставляли и в Турцию.
Индусы сбили 4 пакистанских 104-х, а китайцы – 1 тайваньских сепаратистов.
Еще одна потеря – из ВВС ФРГ был за критику 104-х изгнан, в чине полковника, Э.Хартман – помните такого аса, мастера приписок 2-й Мировой и советского зэка?

Числится за истребителем и одна “знаменитая” победа – 104-й таранил и сбил перспективный 3-маховый стратегический бомбардировщик США В-70 “Валькирия”:

19 комментариев к «F-104 – “Старфайтер” или “Летающий гроб”/”Оставляющий вдов” – история самолета»
  1. Слышал про такое, и на старуху бывает проруха. Вот что бывает когда за предельными параметрами гоняешься.

  2. Насколько я понял, он в в штопор валился чуть что. Вообще про те времена читаешь, жуть просто, – лётчики-испытатели гибли десятками. Сейчас наверно на компах можно эмулировать полёт, а тогда только опытным путём.

    1. Странно почему у испанцев аварийность низкая – летали “Осторожно”, что ли

  3. Тоже обратил внимание. Возможно у них была доработанная модификация. Тут вообще не без откатов конечно.

  4. У наших про Ту-22 страшилок много слышал, а про МиГ-21 хорошо отзываются.

  5. Не знаю, с военными летунами не общался. У гражданских налёты большие, но там когнчно и техника другая.
    Истребители вообще отдельная песня. Им налёта не давали?

    1. Дядя жены летчик (покойный), на службе пара отставных, генерал корнуков (покойный) был неплохо со мной знаком – проблемы с подготовкой и тактикой,в основном

  6. Подготовка пилотажная или в сложных условиях? Тактику отрабатывать тоже практика нужна, значит экономили где можно, наверно это результат гипертрофированной массовости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.