Старое и новое щведского авиапромаКак я уже писал шведы находятся в числе мировых лидеров по разработке и производству ВиВТ, причем нек-рые образцы у них получаются весьма оригинальными (взять, хотя бы, безбашенный танк! танк см.тут: http://nosikot.livejournal.com/497948.html).
Естественно в числе шведской военной техники есть и боевые самолеты (ВСЕ созданы компанией СААБ), сделал небольшой справочник на тему:

1) J-21R
Первым реактивным истребителем шведов стал J-21R — он создан в 1947 году (здесь и далее это год первого полета прототипа) путем присобачивания британского реактивного двигателя «Гоблин 2» к моноплану бывшего поршневого истребителя J-21A (шведы наладили у себя лицензионное пр-во модели «Гоблин 3» с большей тягой). Т.е. шведы пошли по пути Яковлева с его Як-3 и немецким двигателем «Юмо 004″/РД-10, в результате чего получились Як-15/17. Кстати, родитель первого реактивного шведа был необычным — истребитель с толкающим двигателем! В 1950-52 гг шведы построили 64 J-21R, но уже к 1956 году сняли их с вооружения — прогресс в боевой реактивной авиации тогда был очень быстрым!


Это поршневой J-21A

А это — реактивный J-21R, скорость до 800 км/ч, потолок 12.000м, максимальный взлетный вес 5т, вооружение: 1 пушка (20-мм), 4 пул. (13,2-мм), 5-10 НУРС, подвесной контейнер с 8 пул.

2) J-29
Первый в Европе реактивный истребитель со стреловидными крыльями — шведский J-29 полетел всего через полтора года позже своего предшественника. За неуклюжий внешний вид заслуженно получил название «Летающая бочка». Двигатель — британский «Гост» (как и прежде — фирмы «де Хэвилэнд»), в шведском пр-ве — RM-2. В 1950-56 гг шведы произвели 661 J-29 (варианты с А по F). 30 самолетов поставлены Австрии. Принимали участие в боевых действиях в Конго/Заире в составе миротворческих сил ООН, в начале 60-х годов. Сняты с вооружения в 1965 году (в Австрии в 1972 году).


Звено 29-х СААБов. Скорость 1060 км/ч, потолок 15.500м, макс.взлетный вес 8,4т, вооружение 4 пушки (20—мм), УР «Сайдвиндер»/Rb.24, НУРС

3) J-32 «Лансен»
Самолет, созданный в 1952 году, производился в вариантах истребителя-бомбардировщика, всепогодного истребителя-перехватчика и самолета-разведчика. Двигатель — британский «Эвон» 100-й серии (фирмы «Роллс-Ройс», попытка разработать собственный шведам не удалась), радар — французский. Всего в 1954-60 гг произведено 452 J-32, сняты с вооружения в 1973-78 гг (разные варианты). На экспорт не поставлялись. Ударные варианты могли нести (впервые на послевоенном Западе!) противокорабельные ракеты собственной шведской разработки — Rb.04


«Лансен». Скорость до 1200 км/ч, потолок 15.000м, макс.взлетный вес 13,5т, вооружение 4 пушки (20-мм), 1т бомб или до 24 НУРС, 4 УР «Сайдвиндер»/Rb.24 или 2 ПКР Rb.04

С ПКР Rb.04

4) J-35 «Дракен»
Необычный истребитель с крылом Бартини (треугольное, двойной стреловидности) создан в 1955 году. Двигатель — британский «Эвон» 200/300 серий. Французская бортовая РЛС «Сирано» (такая же как на «Миражах» III/5) позднее заменена шведской аппаратурой. Всего в 1955-74 гг произведен 661 J-35. Поставлялись в Данию (51 самолет), Австрию (24) и Финляндию (50, в т.ч. 12 машин были собраны на месте по лицензии), в две последние страны шли отремонтированные машины из наличия шведских ВВС. Сняты с вооружения в начале 90-х в Швеции и Дании, в 2000 в Финляндии и в 2005 в Австрии. Управляемого ракетного вооружения на австрийских самолетах не было до развала СССР (в соответствии с соглашением 1955 года), затем, под предлогом войны в Югославии cтрана позволила себе закупить «Сайдвиндеры»…


«Дракен» — единственный из старых самолетов способен выполнить «Кобру Пугачева». Скорость до 2.150 км/ч, потолок 18.000м, макс.взлетный вес 12,4т, вооружение 1 пушка (30-мм, на ранних вариантах 2), 4-6 УР «Сайдвиндер» или «Фалкон», общая боевая нагрузка — до 2,9т (!)

5) J-37 «Вигген»
Первый в мире серийный боевой реактивный самолет с ПГО (т.е. снова биплан). Создан в 1967 году, в 1970-90 гг произведено 329 J-37, на экспорт не поставлялся, с вооружения снят в период 1998-2007 гг (основная часть — до 2003 года). В период холодной войны «Виггены» несколько раз засекали над Балтикой SR-71… Двигатель — американский лицензионный JT8D (фирмы «Пратт/Уиттни»), у  шведов — RM8В, радар отечественный PS-37/46 (фирмы «Эрикссон»).


«Вигген» — скорость 2.230 км/ч, потолок 18.000м, макс.взлетный вес 20т, вооружение 1 пушка (30-мм), 2-6 УР «в-в» АМРААМ, «Скайфлэш», «Сайдвиндер», 2 ПКР Rb.04/05, боевая нагрузка до 5т

6) J-39 «Грипен»
Современный шведский многоцелевой истребитель, лучший в «легком классе», создан в 1988 году, в производстве с 1987 года (прерывалось на несколько лет из-за нескольких катастроф), на сегодня произведено 249 J-39. Кроме Швеции самолеты стоят на вооружении ВВС Чехии и Венгрии (по 14 машин в аренде), ЮАР (26), Таиланде (12), постоянно неск. самолетов в Британии как учебные. Двигатель — американский F404-400 («Дженерал электрик»), у шведов — RM12, радар — PS-05 (создан совместно с британцами на базе бортовой РЛС «Си Харриера» «Блю Виксен»), вообще самолет, по кооперации/комплектующим на 2/3 европейский, на треть — американский. Шведские «Грипены» принимали участия в патрулировании ливийского ВП в 2011 году, во время агрессии Запада против этой страны, но оружия не применяли.
Производство прерывалось, но в 2017 году впервые взлетел «Грипен» «нового поколения» с РЛС с АФАР («Равен» ЕS-05 разрабатывается совместно с британцами), американским двигателем F414G (должен дать крейсерский сверхзвук 1,2М) и увеличенным до 16 т взлетным весом, боевой радиус заявлен в 1.300км. Заказан Швецией — 60 машин и Бразилией — 36 (вкл. 28 2-х местных, разрабатываемых «совместно»). Планируется создание палубного варианта (впервые для шведов! правда непонятно для кого — бразильцы купили вертолетоносец, индусы мастрячат свой «Теджас») и самолета РЭБ (на базе 2-х местного)


«Грипен» — скорость 2.200 км/ч, потолок 15.200м, макс.взлетный вес 14т, вооружение 1 пушка (27-мм), 2-6 УР/ПКР, боевая нагрузка 3т

7) СААБ-105
Реактивный учебно-боевой самолет был создан в 1963 году, производился в 1967-72 гг, всего выпущено 192 СААБ-105, в тч. 40 поставлено Австрии. Двигатели американские 2хJ85-17 («Дженерал Электрик»), на 115 шведских самолетах в 90-е годы заменены на американские же FJ44  («Вильямс Роллс»). 10 самолетов в 70-е годы были переоборудованы в 4-х местный «бизнес-джет», но популярностью вариант не пользовался. Продолжают использоваться в шведских (80) и австрийских (28) ВВС.


СААБ-105, скорость до 970 км/ч, макс.взлетный вес 4,6т

8) T-7А
CААБ, совместно с Боингом с 2013 г. выиграл конкурс на перспективный УБС для ВВС США (без местного партнера там нельзя!). Первый полет состоялся в декабре 2016 года. На прототипах (выпущено 2 ед.) установлен двигатель F404 («Дженерал электрик»). Обьем закупок только Штатами — 351 самолет.

9) Перспективный боевой самолет FCAS — от СААБ. Пока ведется проработка концепции. Предполагается даже самолет с боевым лазером (!). Раньше 2045 г. — никакого железа, самостоятельная полномасштабная разработка не предусматривается — уже идет сотрудничество с британцами и бразильцами по Темпесту — куда теперь от них деться?!

Т.о. образом всего, за 65 лет шведы выпустили почти 2.600 боевых и учебно-боевых реактивных самолетов.
О разработке перспективных шведских боевых самолетов см. тут: http://nosikot.livejournal.com/1259166.html, о состоянии ВВС Швеции тут: http://nosikot.livejournal.com/899897.html

 

2 комментария к «Шведские реактивные боевые самолеты. Взлет и постепенное угасание самобытной ветви отрасли…»
  1. Свинтопрульный СААБ прикольный. Вроде первый серийный с катапультой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.