Количество линейных кораблей и крейсеров дредноутов в составе флотов ведущих стран мира в 1909-22 гг, оказавшая огромное влияние на экономику Запада в этот период (ее прекращение нек-рые считают одной из причин скатывания капиталистического мира в Великую депрессию):
19хх год страна |
09 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
Британия | 4(1) | 8 | 10 | 14 | 21 | 26 | 27 | 31 | 36 | 37(2) | 37 | 26(3) | 23 | 23 |
Германия | – | 2 | 5 | 9 | 13 | 17 | 22 | 23 | 24 | 25 | 6(4) | 3 | – | – |
США | – | – | 4 | 6 | 8 | 8 | 10 | 10 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 20 |
Япония | – | – | – | – | 2(5) | 3 | 4 | 7 | 7 | 9 | 9 | 9 | 10 | 10 |
Франция(6) | – | – | – | – | – | 2 | 4 | 6 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
Россия | – | – | – | – | – | – | 4 | 6 | 5 | 6 | 4 | 4 | 3 | 3 |
Италия(6) | – | – | – | – | – | 1 | 2 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Австро- Венгрия(6) |
– | – | – | – | 1 | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 | – | – | – | – |
Данные на начало года
ПРИМЕЧАНИЯ:(1) «Дредноут» вошел в строй в конце 1906 года, таблица, для удобства, начата с 1908 года; британцы конфисковали и ввели в строй своего флота 2 турецких линкора и 1 чилийский, строившиеся на их верфях, чилийский вернули владельцам, турецкие, конечно, нет (2-й чилийский достроен как британский авианосец)
(2) т.н. «линейно-легкие крейсера» (3 ед.), вошедшие в строй в этом году не учтены
(3) здесь и дальше вычтены корабли выведенные (перед разборкой) в резерв или переоборудованные в учебные и мишени
(4) интернирование в Скапа-Флоу учтено как потеря кораблей (затоплены экипажами или захвачены в следующем), так же как и передача «Гебена» Турции
(5) «Кавачи» и «Сеттсу», к-рые не являются «чистыми» линкорами – орудия ГК (305-мм) имеют разную длину и, соответственно, баллистические хар-ки
(6) Франция и Австро-Венгрия продолжали и после 1905 года закладывать и строить броненосцы-додредноуты (6 и 3 единицы соответственно); Италия построила в этот период один броненосный крейсер для себя и один поставила Греции. Германия и Франция построили 1 и 2 (соответственно) броненосных крейсера додредноута с единым калибром артиллерии ГК (194- и 210-мм соответственно)
Кроме означенных стран дредноуты в эти годы вошли в состав флотов Бразилии (2 ед.), Аргентины (2 ед.), Турции (1 ед.+ см. примечание (1) выше), Испании (3 ед.) и Чили (1 ед., + см. примечание (1) выше), но они, по понятным причинам, в таблице отсутствуют. Швеция и Нидерланды строили броненосцы береговой обороны (3 и 1 единица, соответственно). Британия и Италия построили 16 и 2 (соответственно) монитора с артиллерией линкорного калибра. Полученные победителями по репарациям германские и австро-венгерские линкоры в строй не вводились.
На что надо обратить внимание:
– Наиболее выгодное, для Германии, соотношение сил – на рубеже 1914/15 годов (с учетом дислокации и состояния/боеготовности кораблей)
– Япония и США поступательно наращивают мощь своего линкорного флота во время войны в Европе и после нее
– Британия уничтожила своего противника – германский Флот Открытого моря, но надорвалась в ходе гонки вооружений и войны, оказалась неспособной на соперничество с США и Японией, вынуждена была согласиться на утрату лидерства, закрепив это юридически (Вашингтонский договор). Кроме того, она отказалась от союза с Японией – подданные микадо этого не забыли…
– Кораблестроительные программы других стран – лишь фон для гонки вооружений лидеров и показательный пример неэффективных расходов (особенно для России – мы наступили на одни грабли ДВАЖДЫ !), но это отдельная тема.
ПОТЕРИ:
В период 1-й мировой войны и после нее дредноуты понесли следующие потери:- Британия 5 кораблей (3 артиллерией противника в бою, 1 на мине, 1 внутренний взрыв);
– Германия 24 корабля (тут «занимательная» статистика: 1 затоплен экипажем ПОСЛЕ боя, 1 навигационная ошибка, 22 сданы противнику, из них 15 затоплены своими экипажами)
– Япония 1 корабль (внутренний взрыв)
– Россия 4 корабля (тоже «занимательно»: 1 внутренний взрыв, 1 намеренно потоплен своими эсминцами, 1 пожар, 1 угнан за границу)
– Италия 1 корабль (внутренний взрыв)
– Австро-Венгрия 4 корабля (1 торпедными катером противника, 1 подводными диверсантами, 2 сданы противнику)
Остались НЕДОСТРОЕННЫМИ (из заложенных и спущенных на воду во время войны, послевоенная гонка морских вооружений – отдельный вопрос!):
– в России – 5 кораблей (трагическая ошибка, оттянувшая ресурсы пром-сти и ВТС с перевооружения сухопутной армии)
– во Франции – 4 корабля (5-й достроен после войны как авианосец)
– в Германии – 4 корабля (и 1 строившийся для Греции)
Отдельная тема – это недолгий триумф британского флота – после сдачи ФОМ и до Вашингтонской конференции – из серии “как недолговечна слава”
P.S. Близкая тема – “Живучесть броненосных крейсеров под огнем” – http://nosikot.livejournal.com/1335745.html
Это не ошибка была, а банальное воровство.
А КАК без этого?! В этом деле никак, иной вопрос – уровень… Когда из-за малого отката перед РЯВ наши уроды не купили у Италии 2 крейсера они превратились в японские и всласть постреляли при Цусиме