Количество линейных кораблей и крейсеров дредноутов в составе флотов ведущих стран мира в 1909-22 гг, оказавшая огромное влияние на экономику Запада в этот период (ее прекращение нек-рые считают одной из причин скатывания капиталистического мира в Великую депрессию):

19хх год
страна
09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Британия 4(1) 8 10 14 21 26 27 31 36 37(2) 37 26(3) 23 23
Германия 2 5 9 13 17 22 23 24 25 6(4) 3
США 4 6 8 8 10 10 14 15 16 17 18 20
Япония 2(5) 3 4 7 7 9 9 9 10 10
Франция(6) 2 4 6 7 7 7 7 7 7
Россия 4 6 5 6 4 4 3 3
Италия(6) 1 2 5 5 5 5 5 5 5
Австро-
Венгрия(6)
1 2 3 4 4 4

Данные на начало года

ПРИМЕЧАНИЯ:(1) «Дредноут» вошел в строй в конце 1906 года, таблица, для удобства, начата с 1908 года; британцы конфисковали и ввели в строй своего флота 2 турецких линкора и 1 чилийский, строившиеся на их верфях, чилийский вернули владельцам, турецкие, конечно, нет (2-й чилийский достроен как британский авианосец)
(2) т.н. «линейно-легкие крейсера» (3 ед.), вошедшие в строй в этом году не учтены
(3) здесь и дальше вычтены корабли выведенные (перед разборкой) в резерв или переоборудованные в учебные и мишени
(4) интернирование в Скапа-Флоу учтено как потеря кораблей (затоплены экипажами или захвачены в следующем), так же как и передача «Гебена» Турции
(5) «Кавачи» и «Сеттсу», к-рые не являются «чистыми» линкорами – орудия ГК (305-мм) имеют разную длину и, соответственно, баллистические хар-ки
(6) Франция и Австро-Венгрия продолжали и после 1905 года закладывать и строить броненосцы-додредноуты (6 и 3 единицы соответственно); Италия построила в этот период один броненосный крейсер для себя и один поставила Греции. Германия и Франция построили 1 и 2 (соответственно) броненосных крейсера додредноута с единым калибром артиллерии ГК (194- и 210-мм соответственно)
Кроме означенных стран дредноуты в эти годы вошли в состав флотов Бразилии (2 ед.), Аргентины (2 ед.), Турции (1 ед.+ см. примечание (1) выше), Испании (3 ед.) и Чили (1 ед., + см. примечание (1) выше), но они, по понятным причинам, в таблице отсутствуют. Швеция и Нидерланды строили броненосцы береговой обороны (3 и 1 единица, соответственно). Британия и Италия построили 16 и 2 (соответственно) монитора с артиллерией линкорного калибра. Полученные победителями по репарациям германские и австро-венгерские линкоры в строй не вводились.
На что надо обратить внимание:
– Наиболее выгодное, для Германии, соотношение сил – на рубеже 1914/15 годов (с учетом дислокации и состояния/боеготовности кораблей)
– Япония и США поступательно наращивают мощь своего линкорного флота во время войны в Европе и после нее
– Британия уничтожила своего противника – германский Флот Открытого моря, но надорвалась в ходе гонки вооружений и войны, оказалась неспособной на соперничество с США и Японией, вынуждена была согласиться на утрату лидерства, закрепив это юридически (Вашингтонский договор). Кроме того, она отказалась от союза с Японией – подданные микадо этого не забыли…
– Кораблестроительные программы других стран – лишь фон для гонки вооружений лидеров и показательный пример неэффективных расходов (особенно для России – мы наступили на одни грабли ДВАЖДЫ !), но это отдельная тема.

ПОТЕРИ:
В период 1-й мировой войны и после нее дредноуты понесли следующие потери:- Британия 5 кораблей (3 артиллерией противника в бою, 1 на мине, 1 внутренний взрыв);
– Германия 24 корабля (тут «занимательная» статистика: 1 затоплен экипажем ПОСЛЕ боя, 1 навигационная ошибка, 22 сданы противнику, из них 15 затоплены своими экипажами)
– Япония 1 корабль (внутренний взрыв)
– Россия 4 корабля (тоже «занимательно»: 1 внутренний взрыв, 1 намеренно потоплен своими эсминцами, 1 пожар, 1 угнан за границу)
– Италия 1 корабль (внутренний взрыв)
– Австро-Венгрия 4 корабля (1 торпедными катером противника, 1 подводными диверсантами, 2 сданы противнику)

Остались НЕДОСТРОЕННЫМИ (из заложенных и спущенных на воду во время войны, послевоенная гонка морских вооружений – отдельный вопрос!):

– в России – 5 кораблей (трагическая ошибка, оттянувшая ресурсы пром-сти и ВТС с перевооружения сухопутной армии)

– во Франции – 4 корабля (5-й достроен после войны как авианосец)

– в Германии – 4 корабля (и 1 строившийся для Греции)

Отдельная тема – это недолгий триумф британского флота – после сдачи ФОМ и до Вашингтонской конференции – из серии “как недолговечна слава”
P.S. Близкая тема – “Живучесть броненосных крейсеров под огнем” – http://nosikot.livejournal.com/1335745.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.