Многие, наверное, еще помнят такое – “стратегическое Каракорумское шоссе” (ККШ) – его начали строить в кон. 50-х  через подконтрольную Пакистану часть Кашмира из китайской Уйгурии в Исламабад.
В ходе стр-ва прошли 2 большие индо-пакистанские войны (+ неск. конфликтов меньшего масштаба), Китай оккупировал часть территории Индии, а запущено шоссе было аккурат в 1979 году – и пошло по нему, в числе прочего, китайское оружие и боеприпасы “духам” в Афган – с нами воевать (напомню, что тогда против нас там “работал” практически весь мир – в отличии от почти “тепличных условий” у западной коалиции сейчас).
Но места там суровые – один перевал Хунджераб (ок. 4.700м – самый высокогорный для магистральных дорог с твердым покрытием в мире) чего стоит! Зимой движение часто прерывалось – лавины, сели, обвалы и т.д., а в январе 2010 года грандиозная селевая лавина привела к

образованию в долине Ханза (по к-рой проходило шоссе) нового озера Аттабад – автомобильное движение было перекрыто, грузы перегружали и перевозили по воде на лодках:

Китайцы “почесали репу” и оперативно построили обьезд – с тоннелями и мостами – к сентябрю 2015 года. Но этого мало – в том же 2015 г. была принята комплексная программа “пакистано-китайского экономического коридора”, к-рая включает не только полную реконструкцию Каракорумского шоссе (с расширением ширины дор.полотна до 30м – ! – правда сомнительно, чтобы это было везде возможно на местности…), стр-ва/реконструкции ответвлений от него, перестройки дорог до портов Гвадар (там Китай обустраивает и свою ВМБ) и Карачи, но и др. пакистанские инфраструктурные проекты – в т.ч. по энергетике (в основном – угольной, но запланирована и самая мощная в мире солнечная э/станция)

Всего на программ уже выделено 50+ млрд.долл., но это только начало и по оценкам она даст работу 700 тыс. пакистанцам и прирост местного ВВП на 2+%. Все это “скромно” именуется восстановлением “Великого шелкового пути” (только вот севернее аналогичные проекты буксуют – в отличии от нек-рого “взаимопонимания” во внешней политике России и Китая… Правда на днях первый поезд из Китая прибыл в Британию, но лишь небольшая часть маршрута пролегала по территории РФ и оператором там были казахи – это при наличии такого актива как Транссиб!).
Цель Китая понятна – через порты Пакистана открывается “резервный” доступ к вост. Африке (где у Китая масса экономико-сырьевых интересов) и к Персидскому Заливу – правда там Сентком США с 5-м флотом – но Китай же не зря наращивает свои военные расходы (и пока его никто не остановил, хотя с приходом Трампа начнется новый этап этой “игры” – http://nosikot.livejournal.com/3637249.html. Ну а в перспективе – через “успокоенные” Ирак и Сирию – в Средиземье, к Европе!
Правда, надо сказать, что устойчивость таких сооружений как ККШ, хм, в “особый период” невысока – учитывая значительное кол-во уязвимых инженерных сооружений и невозможность обьездов, но китайцы стараются до “края” не доходить.





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.