Многие, наверное, еще помнят такое — «стратегическое Каракорумское шоссе» (ККШ) — его начали строить в кон. 50-х  через подконтрольную Пакистану часть Кашмира из китайской Уйгурии в Исламабад.
В ходе стр-ва прошли 2 большие индо-пакистанские войны (+ неск. конфликтов меньшего масштаба), Китай оккупировал часть территории Индии, а запущено шоссе было аккурат в 1979 году — и пошло по нему, в числе прочего, китайское оружие и боеприпасы «духам» в Афган — с нами воевать (напомню, что тогда против нас там «работал» практически весь мир — в отличии от почти «тепличных условий» у западной коалиции сейчас).
Но места там суровые — один перевал Хунджераб (ок. 4.700м — самый высокогорный для магистральных дорог с твердым покрытием в мире) чего стоит! Зимой движение часто прерывалось — лавины, сели, обвалы и т.д., а в январе 2010 года грандиозная селевая лавина привела к

образованию в долине Ханза (по к-рой проходило шоссе) нового озера Аттабад — автомобильное движение было перекрыто, грузы перегружали и перевозили по воде на лодках:

Китайцы «почесали репу» и оперативно построили обьезд — с тоннелями и мостами — к сентябрю 2015 года. Но этого мало — в том же 2015 г. была принята комплексная программа «пакистано-китайского экономического коридора», к-рая включает не только полную реконструкцию Каракорумского шоссе (с расширением ширины дор.полотна до 30м — ! — правда сомнительно, чтобы это было везде возможно на местности…), стр-ва/реконструкции ответвлений от него, перестройки дорог до портов Гвадар (там Китай обустраивает и свою ВМБ) и Карачи, но и др. пакистанские инфраструктурные проекты — в т.ч. по энергетике (в основном — угольной, но запланирована и самая мощная в мире солнечная э/станция)

Всего на программ уже выделено 50+ млрд.долл., но это только начало и по оценкам она даст работу 700 тыс. пакистанцам и прирост местного ВВП на 2+%. Все это «скромно» именуется восстановлением «Великого шелкового пути» (только вот севернее аналогичные проекты буксуют — в отличии от нек-рого «взаимопонимания» во внешней политике России и Китая… Правда на днях первый поезд из Китая прибыл в Британию, но лишь небольшая часть маршрута пролегала по территории РФ и оператором там были казахи — это при наличии такого актива как Транссиб!).
Цель Китая понятна — через порты Пакистана открывается «резервный» доступ к вост. Африке (где у Китая масса экономико-сырьевых интересов) и к Персидскому Заливу — правда там Сентком США с 5-м флотом — но Китай же не зря наращивает свои военные расходы (и пока его никто не остановил, хотя с приходом Трампа начнется новый этап этой «игры» — http://nosikot.livejournal.com/3637249.html. Ну а в перспективе — через «успокоенные» Ирак и Сирию — в Средиземье, к Европе!
Правда, надо сказать, что устойчивость таких сооружений как ККШ, хм, в «особый период» невысока — учитывая значительное кол-во уязвимых инженерных сооружений и невозможность обьездов, но китайцы стараются до «края» не доходить.





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.