Продолжение – тут будут крупные надводные корабли, Ч.1 – авианосцы и крейсера тут: https://nosikot.ru/voennoe-korablestroenie-pri-elcine/ (с вводными и общими “замечаниями” – по эпохе Ельцина в целом)
К крупным надводным кораблям я отнес эсминцы и БПК нек-рых проектов, вспоминаем что с ними происходило:
К 1991 г. завершилось стр-во подсерии БПК пр. 1155 (12 единиц, последний – “Пантелеев” был сдан в декабре 1991 г.; Захаров” выгорел в результате аварии в феврале 1991 г. – т.е. до развала Союза – не восстанавливался) – причем не все из них получили полный комплект вооружения (в т.ч. ЗРК “Кинжал” и получили бесславное прозвище “дырконосцы”):
– “Удалой” – вступил в строй в декабре 1980 г, в 1993 г переведен в резерв, в строй не вернулся
– “Кулаков” – вступил в строй в декабре 1981 г, в марте 1991 г встал в ремонт к-рый продолжался до апреля 2010 г
– “Василевский” – вступил в строй в декабре 1983 г, в 1998 г переведен в резерв, в строй не вернулся
– “Спиридонов” – вступил в строй в декабре 1984 г, в 1997 г списан
– “Трибуц” – вступил в строй в декабре 1985 г, в строю
– “Шапошников” – вступил в строй в декабре 1985 г, с 2016 г проходит модернизацию
– “Симферополь”/”Североморск” – вступил в строй в декабре 1987 г, в строю
– “Левченко” – вступил в строй в сентябре 1988 г, в строю
– “Виноградов” – вступил в строй в декабре 1988 г, в строю
– “Харламов” – вступил в строй в декабре 1989 г, с 2001 г в море не выходил, в строй не вернется
– “Пантелеев” – вступил в строй в декабре 1991 г, в строю
Было продолжено стр-во кораблей уже пр. 11551 – де-факто эсминцев, но формально тоже БПК:
– “Чабаненко” (заложен в 1990 г.) – корабль достроен – спущен на воду в июне 1992 г., вступил в строй в феврале 1999 г. – тоже благотворное влияние 300-летия флота! С апреля 2014 г. в ремонте…
– “Басистый” – заложен в 1991 г., разобран на стапеле после 1993 г., другие корабли проекта не закладывались, заказ на 3-й аннулирован
Из 11 оставшихся кораблей пр. 1155 до 2000 г выведены из строя 3 корабля (+ “Кулаков” поставлен в ремонт с неясными перспективами и восстановлен уже в 0-е годы)
Т.о. из потенциала в 13 кораблей по проекту (“Захарова” не считаем!) сохранено 7 (“Кулакова” тоже тут не считаем) и 1 при Ельцине достроен!
К 1993 г. было построено 17 эсминцев пр. 956 (сданные флоту в 1992-93 гг и нельзя считать достижением Ельцина – сказалась инерция, кроме того при достройке этих кораблей “каннибализировались” находившиеся в строю; постройка еще одного корабля была прекращена до 1991 г):
– “Безупречный” – вступил в строй в ноябре 1985 г, в марте 1993 г встал в ремонт, в строй не вернулся
– “Боевой” – вступил в строй в сентябре 1985 г, в 1998 г переведен в резерв, в строй не вернулся
– “Стойкий” – вступил в строй в декабре 1986 г, в 1992 г встал в ремонт, в строй не вернулся
– “Окрыленный” – вступил в строй в декабре 1987 г, в 1994 г встал в ремонт, в строй не вернулся
– “Бурный” – вступил в строй в сентябре 1988 г, с 2005 г в ремонте
– “Гремящий” – вступил в строй в декабре 1988 г, в 1996 г переведен в резерв, в строй не вернулся
– “Быстрый” – вступил в строй в сентябре 1989 г, в строю
– “Расторопный” – вступил в строй в декабре 1989 г, в 1996 г переведен в резерв, в строй не вернулся
– “Безбоязненный” – вступил в строй в декабре 1990 г, в 1999 г переведен в резерв, в строй не вернулся
– “Гремящий” – вступил в строй в июне 1991 г, в 1998 г переведен в резерв, в строй не вернулся
– “Беспокойный” – вступил в строй в декабре 1991 г, с 2007 г в море не выходил, переоборудован в музей
– “Настойчивый” – вступил в строй в декабре 1992 г, с 2013 г в ремонте
– “Ушаков” – вступил в строй в декабре 1993 г, в текущем ремонте
– “Важный” – достроен для ВМС Китая (передан в 1999 г)
– “Вдумчивый” – достроен для ВМС Китая (передан в 2000 г)
– “Буйный” – разобран на стапеле после 1993 г
В 0-е годы для ВМС Китая были построены еще 2 эсминца – по несколько измененному проекту, для них могли быть использованы имевшиеся заделы, но это – “за скобками”
4 эсминца данного проекта вывели из строя еще до Ельцина (поставлены в ремонт к-рый либо так и не начался, либо был позже остановлен – не учитываем их), в 1992-99 гг вывели из строя еще 9 кораблей (вкл. “Быстрый” к-рый был восстановлен уже в 10-е годы)
Т.о. из потенциала в 16 кораблей по проекту сохранено лишь 4 и еще 2 достроены и проданы инозаказчику
Из общего потенциала по классу кораблей – современных крупных надводных – в 29 единиц к 2000 г сохранено 12 (вкл. 1 достроенный для своего флота и не включая 2-х в ремонте с неясными перспективами)
Ни один из подобных кораблей постройкой НЕ начат
Общий “КПД” Б.Ельцина на этом направлении – 40%
Кроме того из еще нестарых БПК пр. 1134А/Б (большинство в строю меньше 20 лет) к 1991 г. в строю их оставалось 9 ед. (вкл. “Азов” с ЗРК С-300Ф) к 2000 г “выжил” лишь один – “Керчь”…