Давно хотел написать на эту тему – для памяти и … для сравнения!

Понятно, чем для страны и народа характеризуется период правления Б.Ельцина (8 лет – все-таки период, а не эпоха – тут должно быть хотя бы за 20…):

– окончательный развал Большой России – СССР
– утрата в значительной мерегосударственности даже в рамках РФ
– приход к власти либерально-русофобской прослойки (без “подручных” из “аборигенов” действовать бы не смогла!)
– разворовывание нац. достояния в процессе т.н. “приватизации” (квинтэссенция – “залоговые аукционы”), позже – передел оставшегося через банкротства
– обогащение на деиндустриализации (распил экспортных потоков играл меньшую роль из-за неблагоприятной коньюнктуры на рынках) – сейчас, кстати, подобное предлагают потенциальной пост”бацьковской” верхушке Белорусии
– массовое обнищание народа (сейчас, по сравнению с 90-мы – “цветочки” – можно сказать – “рост, только отрицательный”)
– становление паразитической подотрасли в виде комм.банков
– открытый рост пещерного русофобского национализма на окраинах и т.п.
– пронизывающая коррупция
– разгул западных спецслужб и экономических эмиссаров
– распад социальной инфраструктуры
– резкое сокращение финансирования армии и оборонки (за исключением ряда “оазисов”)
И пр., пр., пр.

ВМФ – яркий показатель здоровья страны – даже независимо от того какие есть у военно-политического рук-ва страны планы на его использование и насколько они адекватны обстановке – применительно к нему были свои особенности:

– огромный “остаток” задела от СССР – в виде находящихся в строю, строящихся и ремонтирующихся кораблей
– использование в экономике, в т.ч. и в оборонке (соответственно – и в кораблестроении) различного рода денежных суррогатов – помимо того, что они привели к обогащению нек-рой прослойки хитрых проныр, нек-рые предприятия еще и выжили в тех условиях с их помощью
– юбилей 300-летие русского флота – государственно-патриотической группе (до прослойки не дотягивала) его удалось в какой-то мере (небольшой) но использовать на дело

Вот и посмотрим к чему это все привело применительно к флоту, точнее его “колыбели” – в военном судостроении.
Начнем с судьбы русского/советского наследства, в этой, ПЕРВОЙ части – авианосцы и крейсера,
ИТАК:

АВИАНОСЦЫ:

К Новому году-1992 в постройке (Николаев, юго-западная Русь) находились 2 авианосца:

– ТАВКР “Варяг” пр. 11436 (заложен в декабре 1985 г, спущен на воду в ноябре 1988 г., стр-во остановлено в нач. 1992 г. при готовности ок. 70%), в результате переговоров с бандеровцами в 1993-95 гг отошел заводу-изготовителю, в 1998 г. продан китайской компании, буксировка в Китай – 2000-02 гг

Занятно, что когда в то время я говорил “рулевым” в УКОР о возможности передачи корабля РФ – для достройки (и один раз даже вылетал в Киев на переговоры по теме!) то их почти хватала “кондрашка” – он высосал бы на себя ВСЕ “соки” и обрушил бы ВСЮ деятельность по обслуживанию, ремонту и достройке других кораблей, к-рые худо-бедно велись на оч. ограниченные ресурсы в то время!

– ТААВКР (наверное так – атомный же!) “Ульяновск” пр. 11437 (заложен в ноябре 1988 г., стр-во остановлено в нач. 1992 г. при готовности 20-30%, к кон. года разобран на металл)

“Потенциал” (корабли “новых типов”, технически способные служить еще десятилетия):
– к этому времени было построено и передано флоту 4 ТАВКР пр. 1143 и 1 пр. 11435:
“Киев” (в строю с декабря 1975 г, выведен из состава флота в июне 1993 г., продан за 1,6 млн.долл. в августе 1994 г.; 10 б/с в 1976-87 гг общей продолжительностью больше 2,5 лет)
Мое посещение китайского парка развлечений “Киев” – https://nosikot.livejournal.com/6745701.html
“Минск” (в строю с сентября 1978 г, выведен из состава флота в июне 1993 г., продан за 4,6 млн.долл. в октябре 1994 г.; 5 б/с в 1979-86 гг общей продолжительностью ок. 1,5 лет)
“Новороссийск” (в строю с августа 1982 г, выведен из состава флота в июне 1993 г., продан за 4,3 млн.долл. в октябре 1994 г.; 3 б/с в 1983-85 гг общей продолжительностью больше полугода)
“Баку”/”Горшков” (в строю с декабря 1987 г, выведен из состава флота в июне 1993 г., продан за 4,3 млн.долл. в октябре 1994 г.; 1 б/с в 1988 г общей продолжительностью ок. полугода), в феврале 1992 г. поставлен в ремонт (с перерывом на участие в ВМ параде в 1995 г – !), в результате переговоров с Индией продан ВМС этой страны и полностью перестроен в 1999-2013 гг (с перерывами, испытаниями и доработками) – ст-ть работ указывается разная, до 2,3 млрд.долл.
Первые 3 корабля серии к 1992 г. были полностью ремонтопригодны, а судьба 4-го говорит о том в каком направлении могла бы пройти их модернизация для нашего флота – в качестве вынужденной меры до постройки настоящих боеспособных авианосцев – подробнее об этих перспективах см. тут: https://nosikot.livejournal.com/688813.html
“Кузнецов” (в строю с декабря 1990 г.), 8 б/с (вкл. участие в б/д в бывш. Сирии – ноябрь 2016 – январь 2017 гг) в 1991-2017 гг общей продолжительностью больше 1,5 г (в т.ч. 2 б/с, вкл. переход на СФ в 90-е – 4 мес). С октября 2017 г. – на ремонте и модернизации

В сер. 90-х годов рассматривался вопрос (на уровне “болтовни в коридорах”) о стр-ве среднего авианосца в/и ок. 50.000 т – деньги предполагалось “выбить” у либеров к 300-летию флота. Разговоры быстро заглохли, а деньги – кое-какие – выбили и пустили на другие корабли.

КРЕЙСЕРА:

К Новому году-1992 в постройке (Николаев, юго-западная Русь и Ленинград/СПб) находились 2 крейсера:

– ТАРКР “Андропов”/”Петр Великий” пр. 11442 (заложен в марте 1985 г, спущен на воду в апреле 1989 г.), ДОСТРОЕН и передан флоту в апреле 1998 г., до 2000 г осуществил переход на СФ, далее – 4 б/с общей продолжительностью  ок. полутора лет, сейчас – в ожидании ремонта и модернизации
– РКР “Лобов” пр. 1164 (заложен в августе 1984 г, спущен на воду в августе 1990 г.), при готовности ок. 75% передан бандеровцам в марте 1993 г., находится в недостроенном виде на ССЗ до сих пор, саморазрушается
Оборудование с многострадального крейсера «Украина» отдадут на другие корабли - Новости на KP.UA

“Потенциал”:
– к этому времени было построено и передано флоту 3 ТАРКР пр. 1144 и 3 РКР пр. 1164:
“Киров” (в строю с декабря 1980 г, 4 б/с в 1980-90 гг общей продолжительностью больше полугода), после 1991 г. поставлен в ремонт из к-рого так и не вышел
“Лазарев” (в строю с октября 1984 г, 3 б/с в 1985-88 гг общей продолжительностью около полугода), после 1991 г. поставлен в отстой из к-рого так и не вышел
“Калинин” (в строю с декабря 1988 г, 3 б/с в 1989-94 гг общей продолжительностью больше полугода), с 1997 г поставлен в ремонт с перспективами на списание, де-факто работы начались в 2014 г. – но это уже другая “эпоха”, в к-рой корабль будет ЧУДЕСНО возрожден
Еще раз – ВСЕ корабли этой серии были в хорошем состоянии, абсолютно ремонтопригодны, но требовали больших затрат, в силу особенностей проекта – что и сказалось на их судьбе…

“Слава”/”Москва” (в строю с декабря 1982 г.), в ремонте с марта 1991 по август 1999 гг (завершен при помощи мэрии г. Москва), в настоящее время в строю – после очередного ремонта. Многочисленные б/с, в основном в Средиземном море
– “Устинов” (в строю с сентября 1986 г.), многочисленные б/с,  в основном в сев.Атлантике, в настоящее время в строю (после кап.ремонта 2011-16 гг)
“Червона Малоросия”/”Варяг” (в строю с декабря 1989 г.), многочисленные б/с,  в основном в Тихом океане, в настоящее время в строю

Крейсера в 90-е годы не закладывались и даже “разговоров” об этом не велось

Т.о. ИТОГ:
– из общего потенциала в 7 авианосцев к 2000 г. в строю оставался только 1 (Один), еще по одному велись переговры о перестройке и продаже за рубеж
– из общего потенциала в 8 крейсеров к 2000 г. в строю оставались 4 (Четыре) корабля (+ 1 в ремонте с неясными перспективами), причем один из кораблей был достроен в ельцинское время и введен в строй!
– но, кроме того к 2000 г в строю оставался РКР “Головко” пр. 58 (списан в ноябре 2002 г.), но с учетом его возраста, состояния и конструкции модернизация и продление срока службы далее были малореальны…
– ни один корабль данных классов постройкой не начат

РЕЗУЛЬТАТ: 5 из 15 кораблей в потенциале, КПД – 33%

4 комментария к «Военное кораблестроение при Ельцине»
  1. Смотрел как-то выпуск гражданских самолетов, подлодок. При ельцине их был произведено больше, чем при Путине. За первые 15 лет путина точно.

    1. Да,но там первые годы были ещё советские заделы – это несколько смазывает картину… Зато танковый биатлон! Вот он сейчас помогает нашим…

  2. 1. Пишут что “Лобова” в 14г предполагали таки передать РФ ?
    2. Про “Славу” исправьте…..
    3. Нет повести печальнее на свете, чем судьба линкоров и авианосцев в РИ,СССР и РФ !

    1. Переговоры шли постоянно-вяло с 1991 г – сам на одном из этапов участвовал… Но были противники и у нас – денег то на достройку/содержание не было…
      А что по “Славе”?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.