Как известно практически сразу после русско-японской войны в мире началась дредноутная гонка военно-морских вооружений (ее родоначальник сверху на фото).
Именно линейные корабли и крейсера с единым главным калибром стали в нач. 20 века воплощением достижений науки, техники и пром-сти, самыми дорогими единицами военной техники на то время, символом мощи и влияния государства (как говорил один американский политик, правда уже после 1-й Мировой: “давайте построим линкоров больше всех в мире и будем делать что захотим!”)
Главными участниками сначала были, разумеется, Германия и Британия. Кто-то вообще остался к концу 1-го этапа за бортом, кораблестроительные планы многих стран нарушила 1-я мировая война (вот тут-то и вылезли” США и Япония) – посмотрим как это происходило и каких кто достиг результатов:

Среди недостроенных в статистике учтены только корабли, достигшие не меньше 10% готовности. кроме того не учтены “технологически” спуски на воду недостроенных кораблей – для освобождения стапелей.
Разобью всю эту историю на несколько этапов, в первом будут корабли заложенные ДО Ютландского сражения и вступившие в строй до конца ноября 1918 года (т.е. к моменту “сдачи” германского Флота Открытого Моря британцам).
“Достижения” линейных флотов в ходе 1-й Мировой – в следующей части, тут – только кораблестроение.
Всего дредноуты у себя строили 9 стран – их мы и учтем, еще 5 заказывали “у других” – их мы упомянем только в связи со странами производителями.
Страны я  расположил в порядке убывания кол-ва кораблей (при равенстве – в порядке убывания достроенных)

ИТАК:

1) Британия в указанный период заложила, спустила на воду и достроила (ВСЕ достроила!)
47 дредноутов (17 – с 305-мм артиллерией ГК – 11 линкоров и 6 линкреев; 17 с 343-мм – 13 линкоров и 4 ликрея, 1 линкор с 356-мм и 12 с 381-мм – 10 линкоров и 2 линкрея)
100%-ная эффективность!*
Кроме того, британцы построили 2 линейно-легких крейсера (!) с 381-мм артиллерией ГК – как их учитывать – дело вкуса (“Фьюриес” к этому времени свою артиллерию крупного калибра уже потерял – его уродство было слишком заметно!), успели сдать бразильскому флоту 2 линкора с 305-мм артиллерией, а японскому – 1 линкрей с 356-мм артиллерией ГК (учтен ниже)
(* сразу предваряя возможные нападки заклепочных идиотов – заложенные, но недостроенные корабли с готовностью менее 10% я не учитывал – как уже писал выше – а такие тут у британцев были, несколько единиц)
В это число не вошел бывш. чилийский линкор “Кохрейн”, перестроенный британцами в авианосец “Игл” (куплен в феврале 1918 года, в строй он вошел позже, а чилийцам вместо него поставили 6 ДЭПЛ)
Кроме того британцы построили 16 мониторов с артиллерией линкорного калибра


“Уорспайт” типа “Куин Элизабет” – “скоростной” линкор с 381-мм артиллерией ГК – вершина британского дредноутостроения

Британия обогнала в дредноутной гонке своего главного конкурента – Германию, но дальше поддерживать такой темп не могла – необходимо было развертывать массовую “армию Китченера” для боев во Франции, да и Германия практически прекратила посторойку крупных боевых кораблей. Что из этого вышло – увидим далее…

2) Германия заложила 33 дредноута, 31 из них спущен на воду и
26 достроен (12 с 280-мм артиллерией ГК – 8 линкоров и 4 линкрея, 12 с 305-мм – 9 линкоров и 3 линкрея и 2 линкора с 380-мм)
79% эффективности.
В число заложенных и спущенных на воду вошел греческий “Саламис” (американцы поставили 356-мм пушки, предназначенные для него не немцам, а британцам – еще будучи нейтральными!), в число введенных в строй включен “Гебен”, формально переданный туркам.

Недостроенные линейные крейсера “Макензен” и “Граф Шпее” в Гамбурге

С учетом”послезнания” остается достаточно интересный вопрос – что принес бы немцам перенос огромных усилий Германии со строительства линейного флота на землю (в т.ч. на бронетехнику) и в воздух (проблема подводного флота лежит в несколько иной области)?

Небольшое “лирическое отступление”:
С началом 1-й мировой британцы конфисковали и ввели в строй своего флота 3 линкора, к-рые строились по заказу Турции (2, это послужило важнейшим толчком выступления турок против России) и Чили (1, этим потом вернули, отремонтированный), зато немцы недостроили для своего флота греческий “Саламис” (недостающую артиллерию можно было бы заменить), а туркам “подарили” “Гебен” – общее изменение на 5 единиц в пользу британцев на главном ТВД!

Линкор “Ерин” (бывш. турецкий “Решадие”) верой и правдой служил британской короне

3) США заложили, спустили на воду и достроили (ВСЕ!) в этот период
16 линкоров (8 – с 305-мм артиллерией ГК и 8 с 356-мм)
100%-ная эффективность!
Кроме того для флота Аргентины были построены и сданы 2 линкора с 305-мм артиллерией, а линкор “Айдахо”, заложенный до Ютландского сражения, вошел в строй позже (он тут не учтен).

Первый американский дредноут “Мичиган” – сразу с линейно-возвышенным расположением башен ГК!

На линкоре “Невада” американцы впервые применили бронирование по принципу “все или ничего”

США (как и Япония – ниже) остались фактически в стороне от 1-й Мировой на земле (усилия американцев на последнем этапе войны выглядели впечатляюще, но не более того) и понемногу сокращали свое отставание от лидеров – британцев.

4) Франция заложила и спустила на воду 12 линкоров, но достроила лишь
7 кораблей (4 с 305-мм артиллерией ГК и 3 с 340-мм)
Эффективность 58% (с учетом “Беарна” – 67%).
Кроме того позже был достроен авианосец “Беарн”, заложенный и спущенный на воду как линкор
Кроме этих линкоров Франция построила в данный период 6 броненосцев-додредноутов

Французский линкор “Прованс”

Для Франции, Италии и Австро-Венгрии (отчасти и для России с Германией) исход войны решался на суше, линейный флот сыграл в войне мизерную роль, затраты на него вполне можно было бы направить на сухопутную армию, тем более, что за лидерами было все равно не угнаться…

5) Россия заложила и спустила на воду, как и Франция, 12 дредноутов и тоже достроила всего
7 кораблей (все с артиллерией 305-мм главного калибра)
Эффективность 58%. – наихудший показатель!!!
Правда, надо признать, что наши “ушли из большого спорта” по направлению больше чем на год раньше окончания периода – летом-осенью 1917 года стало не до достройки боевых кораблей…

Линейный крейсер “Измаил” на стапеле

Вынужденная самими географическими условиями готовиться к войне на море на нескольких изолированных ТВД Россия потратила на создание своего линейного флота громадные средства, но, в т.ч. в силу отсталости ее пром-сти корабли даже не были готовы к началу войны, а значительная их часть так и не была достроена…

6) Япония заложила, спустила на воду и достроила (ВСЕ!)
9 дредноутов (2 с 305-мм артиллерией ГК, 8 – с 356-мм – 4 линкора и 3 линкрея) + 1 линкрей (с 356-мм артиллерией ГК) – головной был построен для Японии в Британии.
100%-ная эффективность!
Правда, надо признать, что “Кавачи” и “Сеттсу” не совсем дредноуты – их орудия ГК имеют разную баллистику (длина ствола у орудий в боковых башнях меньше, чем в концевых) – так что тоже дело вкуса…
А сами японцы утверждают, что уже “Аки” и “Сатсума”, заложенные раньше “Дредноута”, должны были получить единую артиллерию ГК, но британцы не поставили пушки…
Формально к этому же периоду относится и построенный броненосный крейсер “Ибуки” с артиллерией линкорного калибра, но, на самом деле, задержка была связана с проблемами поставки из США турбин для него.

Японский “недодредноут” “Кавачи”

7) Италия заложила 10 дредноутов, из них спустила на воду и достроила
6 кораблей (все с 305-мм артиллерией ГК)
Эффективность 60%
Сверхдредноуты типа “Карачиолло” не удалось после войны достроить ни в каком виде.
Итальянцы, так же, построили 2 монитора с артиллерией линкорного калибра.

Первый итальянский дредноут “Данте Алигьери” – впервые использованы 3-х орудийные башни (наши взяли компоновку “Гангутов” с него, но “забыли” про полубак…)

8) Австро-Венгрия заложила, спустила на воду и достроила (ВСЕ!)
4 линкора-дредноута (все с 305-мм артиллерией)
100%-ная эффективность
Больше крупных боевых кораблей австро-венгры заложить не смогли…
Кроме этих линкоров Австро-Венгрия построила в данный период 3 броненосца-додредноута

Австро-венгерские дредноуты в Поле

9) Испания заложила и спустила на воду 3 дредноута, но достроить в этот период удалось только
2 корабля – для 3-го британцы задержали поставку 305-мм артиллерии ГК – такой же как и на первых двух – линкор “Хайме I” вошел в строй позже, так вопрос  эффективности тут – тоже дело вкуса!

Испанские дредноуты стали самыми маленькими в мире – их требовалось вместить в имеющиеся доки…

Для Испании дредноуты стали излишними, не принесли, да и не могли принести, своей стране никакой пользы…

Кроме этих стран Швеция построила 3, а Нидерданды 1 броненосца береговой обороны (2 шведских корабля вступили в строй позже).

 

Следующая часть когда руки до нее дойдут – о морских итогах 1-й Мировой, недолгом триумфе британского флота и о том, как он с Олимпа “слетел”, а также о прекращении гонки вооружений как причине Великой депрессии…

 

8 комментариев к «Линкорный недострой – мы и тут “впереди планеты всей” – с конца…»
  1. Там бабки провалились в черную дыру им.Кшесинской. Плевать семейка хотела на какие-то там нац. интересы.

    1. Да, и сменить их вовремя с трона и рядом воли и организации не хватило

    1. По его запискам – полный раздолбай, но это может и ничего было бы… Ник Ник – на время, как вариант

          1. Да, ещё знаменитое : “С Витте снял порты”.

          2. Да,тогдашняя верхушка это что-то, не то сейчас – благодать, да и только

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.