Один из французских опытных самолетов данного периода – штурмовик Сюд-Эст “Гроньярд”…Продолжение справочника “Боевые реактивные самолеты”.
До этого было:
Швеция – https://nosikot.ru/shvedskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Испания – https://nosikot.ru/ispanskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Голландия – https://nosikot.ru/edinstvennyj-gollandskij-reaktivnyj-boevoj-samolet-sobstvennoj-razrabotki-fokker-samo-soboj/
Польша – https://nosikot.ru/polskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Румыния – https://nosikot.ru/rumynskie-boevye-reaktivnye-samolety/
Югославия – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-neschastnoj-byvshej-jugoslavii/
Чехия – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-chehija-umershij-monstr-aviaproma-v-vostochnoj-evrope/
Швейцария – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-shvejcarii/
Германия, Ч.1 (2-я Мировая) – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-germanija-ch-1-2-ja-mirovaja/
Германия, Ч.2 – https://nosikot.ru/spravochnik-boevye-reaktivnye-samolety-germanija-ch-2/
Италия, Часть 1 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-italija-ch-1/
Италия, Часть 2 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-italii-spravochnik-ch-2/
Израиль – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-izrailja-spravochnik/
Лицензионное пр-во в Европе – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-chto-po-licenzii-proizvodili-v-evrope/
Теперь займемся Францией (по периодам):

Из-за поражения 1940 года у Франции не было возможности заниматься реактивной авиацией во время войны, но она попыталась наверстать отставание во 2-й половине 40-х годов, чему способствовала развитая база авиапрома (большая его часть ударно работала на Гитлера до 1944 года) и что-то у французов получалось:

1) “Ледюк”
Названный по имени своего конструктора этот самолет с ПВРД (собственной разработки, один из первых таких в мире) был создан в 1947 году. Всего было построено 6 опытных аппаратов трех разных моделей, но единых по конструкции. На последней – 0.22 – к ПВРД добавили ТРД СНЕКМА “Атар”. В серию они, естественно, не пошли.

Скорость 800-1.200 км/ч, взлетный вес 2,8-9т

2) MD.450 “Ураган” (Дассо)
Первый французский серийный реактивный истребитель создан в 1949 году. Двигатель – британский Роллс-Ройс “Нин”. Всего в 1952-59 гг произведено 549 “Ураганов”. Поставлялись Индии (104 самолета) и Израилю (75). 18 израильских машин в 70-е перепроданы в Сальвадор. Принимали участие в боевых действиях в Индокитае, Алжире, на Бл.Востоке, в Южной Азии и Латинской Америке. С вооружения снят.

Скорость до 940 км/ч, макс.взлетный вес 7,9т, потолок 13.000м, вооружение 4 пушки (20-мм), до 2.300 кг боевой нагрузки

3) MD.452 “Мистер” (Дассо)
Закрепляя успех “Ураганов” в 1951 году был создан истребитель “Мистер”. Двигатель – СНЕКМА “Атар” 101 или британский Роллс-Ройс “Тэй” (и его французский вариант – HS “Вердон” 350). Всего в 1953-1967 гг произведено 692 “Мистера” (3 основных модификаций – II, IV и “Супер Мистер”). Поставлялись Индии (110 самолетов), Израилю (85) и Гондурасу (16 – 12 израильских и 4 французских, из наличия). Принимали участие в боевых действиях на Бл.Востоке и Южной Азии. С вооружения снят.


Скорость до 1.060 км/ч (1.110 – IV, 1.200 – Супер) макс.взлетный вес 7,5 т (9,5 – IV, 10 – Супер), потолок 15.300м (15.000 – IV, 17.000 – Супер), вооружение 2 пушки (30-мм), до 900 кг (1t – IV, 2,7 – Супер + 2 УР “в-в”) боевой нагрузки

4) СМ.170 “Магистр” (Фуга)
Этот УТС был создан в 1952 году. Двигатели – 2 Турбомека “Марбур”. Всего в 1954-67 гг произведен 961 “Магистр” (в т.ч. 292 по лицензии в Германии, Финляндии и Израиле). Поставлялся в более чем 20 стран (кроме стран с лицензией), в т.ч. Бельгию (50 самолетов), Алжир (28), Марокко (21), включая и поставки из наличия. Принимал участия в многочисленных боевых действиях в качестве легкого штурмовика. С вооружения снят.

Скорость до 720 км/ч, макс.взлетный вес 3,2 т, потолок 11.000м, вооружение 4 пулемета (7,62-мм), до 140 кг боевой нагрузки (вкл. 1 ПТУР)

5) S.O.4050 “Вотур” (Сюд Авиасьон)
Тактический бомбардировщик и истребитель-перехватчик “Вотур” был создан в 1952 году. 2 двигателя СНЕКМА “Атар” 101. На варианте перехватчика устанавливался радар DRAC-25/32. Всего в 1956-62 гг выпущено 149 “Вотуров”, из них 28 поставлено Израилю. Принимали участие в боевых действиях в Алжире и на Бл.Востоке. С вооружения снят.


Скорость до 1.100 км/ч, макс.взлетный вес 21 т, потолок 15.200м, вооружение 4 пушки (30-мм), до 4.400 кг боевой нагрузки (в т.ч. 2,7 т в бомбоотсеке)

6) S.E.5000 “Бародер” (Сюд-Эст)
Этот легкий истребитель создан в 1953 году. Двигатель СНЕКМА “Атар” 101. В серию самолет не пошел, было выпущено 5 прототипов.

Скорость до 1.140 км/ч, макс.взлетный вес 6,9 т,

7) МS.760 “Париж” (Моран-Салнье)
Этот необычный 4-х местный (!) УТС создан в 1954 году. 2 двигателя Турбомека “Марбур”. В 1958-64 гг построено 165 “Парижей” (включая собранные в Бразилии и Аргентине машины, соответственно 30 и 36 единиц). Принимали участие в боевых действиях во время гражданской войны в Аргентине. С вооружения снят.

Скорость до 650 км/ч, макс.взлетный вес 3,5 т, вооружение  до 200 кг боевой нагрузки

В первой части я коснулся первого реактивного периода французского авиапрома – конец 40-х-середина 50-х гг, условно назовем его дозвуковым. В это же время Франция производила по лицензии британские “Вампир” (назывались “Мистраль”, 247 самолетов) и “Веном” (“Аквилон”, 211). После этого в стране производились реактивные самолеты только собственной конструкции (или совместных проектов) – лицензий не брали.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.