В этот день в 1916 году состоялось крупнейшее морское сражение “машинного” времени – Ютландское (соотношение сил см. ниже), в Германии – Бой у Скагеррака. В схватке сошлись 250 кораблей противников (при Цусиме, полным счетом – 150+). Если же кто-то из “знатоков” напомнит о сражении в зал. Лейте, то отвечу:
– события в кон. октября 1944г. у берегов Филиппин представляют собой не одно сражение, а попытку японцев провести морскую стратегическую операцию в ответ на американскую высадку на о-в Лейте. В ходе этой попытки они были разбиты в силу подавляющего превосходства противника, хотя и имели шанс нанести ему бОльший урон…
– многие помнят слова О.Бендера о таких “знатоках”
Но вернемся к событиям 100-летней давности в Северном море, кто же победил:

Резюмируя:
– британский флот, обладавший значительным превосходством в силах, несмотря на потери, одержал победу, т.к. достиг своей цели – сохранил блокаду, как метко выразился кто-то из современников: “германский флот ранил тюремщика, но … остался в тюрьме!”
– германский флот не смог достигнуть своей – цели – разбить противника по частям
Нек-рые детали:
– британская разведка (“комната 40”) ЗАРАНЕЕ знала о готовящейся операции и их корабли вышли в море РАНЬШЕ германских – ! Хотя чисто военная дурость  (получавший донесение разведки адмирал не снизошел до выслушивания соображений аналитиков, а передававший их офицер не посмел высказаться…) помешала точно определить состав сил германцев. Тут нужно вспомнить и о нашем вкладе – сигнальные книги и шифры с выскочившего на камни на Балтике в августе 1914г. германского крейсера “Магдебург” наши передали “союзникам”
– германские линейные крейсера (ком. – к-адм. Ф.Хиппер) навели британский авангард на свои главные силы, при этом нанесли им ощутимые потери; в конце сражения успешно прикрыл отход главных сил Флота Открытого моря – хотя, возможно, этот “выпад” и был излишен
– британские линейные крейсера (+ 5-я эскадра быстроходных линкоров; ком. – в-адм. Д.Битти) сумели оторваться и почти случайно навели германские корабли на свои главные силы. При этом Битти: а) не сумел сосредоточить свои силы к началу боя; б) не распределил огонь; в) не обеспечил комфлота вразумительной и своевременной информацией о противнике; г) за почти 1,5 года после боя у Доггер-Банки не “подтянул” своих артиллеристов – стрельба его кораблей была отвратительной – см. табл. внизу (к быстроходным линкорам это не относится, хотя командир их эскадры был просто тупым служакой)
– неожиданно для себя столкнувшись с главными силами британцев Флот Открытого моря (в-адм. Р.Шеер) не стал рисковать и отступил, дважды, в условиях боя, исполнив сложнейший маневр. В конце концов флот вернулся в свои базы пройдя ночью ЗА КОРМОЙ главных сил противника! По слухам Шеер выпил во время сражения 2 бутылки шнапса – должно быть это и помогло…
– Гранд Флит (адм. Дж.Джеллико), не получая своевременной информации о противнике сумел в кратчайшие сроки перестроить 6 параллельных походных колонн (!) своих линкоров в наилучший, в тех условиях, боевой порядок, затем снова потерял германцев (снова “спасибо” крейсерам!), оставался в море всю ночь, утром врага в море не нашел (они уже были в своих базах) и вернулся…
– из-за задержек с ремонтом германских кораблей выход в море пришлось несколько раз откладывать и большинство развернутых заранее на позициях ПЛ вернулось, оставшиеся не добились никакого успеха (о судьбе “Хэмпшира – отдельно!)
– британские эсминцы добились незначительных успехов, германские – никаких
Частные дополнение:
– несовершенство средств разведки, связи и управления привели к тому, что само сражение почти превратилось в блуждание масс кораблей в р-не боя практически наугад (впрочем, надо признать, что германцы управлялись лучше…)
– сражение показало что, по крайней мере германские линейные крейсера превосходят британские
Германские корабли, после сражения, ремонтировались дольше британских, а те просто прекратили выходить в море (не считая вылазки в августе), потом к ним еще присоединились американские эскадры и у германцев просто не стало шансов – в итоге, по условиям перемирия, 2-й в мире флот униженно перешел под британским контролем в Скапа-Флоу (вместе с подлодками – основной угрозой англосаксам), где фаталистически и самозатопился…
После боя, учитывая, что германское сообщение о победе появилось еще до возвращения британских кораблей в базы, британская общественность нуждалась в “козле отпущения” и, одновременно, “герое” – первым сделали Джеллико, вторым – Битти – он стал главкомом уже в ноябре…
Споры (в т.ч. и с переходом на личности) о ходе сражения, его руководстве и результатах не прекращались и после войны, тем более Адмиралтейство засекретило “Официальный отчет” – он был опубликован с “изьятиями” лишь в 1927г. Полная история, со всеми документами и мнениями главных участников вышла в 1939 году и … бОльшая часть тиража погибла под немецкими бомбежками в 1940г. – теперь библиографическая редкость! “Всё надо делать вовремя”
“Спорщики” Битти и Джеллико умерли в 1935-36гг с “разбегом” в неск. месяцев (разница в возрасте – 12 лет).
Командующий германскими крейсерами – Хиппер тоже сменил своего “шефа” в качестве главкома, но уже под занавес – в августе 1918г., пережил флотские мятежи и революционные события, вынужден был сдать флот британцам и ушел в отставку, мемуаров не оставил, умер в 1932г.
Шееру не так повезло – в 1920г. злоумышленник ворвался в его дом, убил жену, ее служанку, тяжело ранил его дочь и … покончил с собой в подвале – ! Написал мемуары, принял приглашение от Джеллико посетить Британию, но … умер в 1928г. до поездки.

Итак, соотношение сил в Ютландском сражении:


Флагманы противников – британский “Айрон Дьюк” (вверху) и германский “Фридрих дер Гроссе”

1) Общее (в скобках – потери кораблей):
Британцы                                                                  Германцы

быстроходные
линкоры-дредноуты                                              4                                                                                     –

линкоры-дредноуты                                             24                                                                                   16

крейсера-дредноуты                                          9 (3)                                                                                5 (1)*

ВСЕГО дредноутов                                               37                                                                                   21

станд. в/и, тыс.т                                                 940 (69)                                                                         530 (31)

* германские линейные крейсера, по своим боевым качествам, приближались к понятию “быстроходные линкоры”, но уступали британским в артиллерийской мощи


“Уорспайт” – британские быстроходные линкоры типа “Куин Элизабет” с 381-мм ГК могли бы стать “кохырной картой” в этом бою, но … постоянно опаздывали к месту событий

линкоры-додредноуты
(броненосцы)                                                        –                                                                                   6 (1)

броненосные крейсера                                     8 (3)                                                                                  –

ВСЕГО кораблей-
-“броненосцев”                                                 45 (6)                                                                               27 (2)

станд. в/и, тыс.т                                             1.067 (114)                                                                        615 (45)



Броненосный крейсер “Дефенс” (вверху) и броненосец “Поммерн” вступили в строй уже после “Дредноута”, но соперничать с кораблями нового типа уже не могли (правда второй погиб от торпеды британского эсминца, а не от артогня дредноутов, как первый…)

легкие и бронепалубные
крейсера                                                             26                                                                                   11 (4)

гидроавианосец                                                   1*                                                                                    –

станд. в/и, тыс.т                                                 131                                                                                55 (21)

эсминцы                                                              79 (8)                                                                             61 (5)

* “Энгадайн” с 4 поплавковыми самолетами на борту – один из них взлетел, обнаружил противника, но несовершенство средств связи не позволило авианосцу передать это сообщение главным силам – первое в ситории использование корабельной авиации в бою!
Второй авианосец – “Кампания” – не вышел в море из-за угрозы подлодок
Германские дирижабли не смогли вылететь из-за погоды (сильный ветер)


У британцев в составе флота был и гидроавианосец “Энгадайн”…

2) Артиллерия (бортовой залп кораблей, калибр больше 150-мм):

Британцы                                                                 Германцы

381-мм                                                                 48                                                                             –

356-мм                                                                  10*                                                                             –

343-мм                                                                 142                                                                            –

305-мм                                                                 132                                                                          128

280-мм                                                                   –                                                                              60

ВСЕГО орудий ГК
дредноутов, борт                                                332                                                                           188

280-мм                                                                   –                                                                                24

234-мм                                                                   28                                                                              –

ВСЕГО орудий ГК
броненосных кораблей,
борт                                                                      360                                                                           212

190-мм**                                                                 22                                                                              –

170-мм                                                                    –                                                                                42

150/152-мм                                                           168                                                                            160

Всего орудий среднего
калибра, борт                                                       190                                                                             202

По орудиям больше 234-мм:

Бортовой залп, т                                                  183                                                                              76

Бортовой залп в минуту, т***                               299                                                                             196

Отдельно по силам Битти и Хиппера перед началом сражения:

381-мм                                                                 32                                                                                –

343-мм                                                                 32                                                                                –

305-мм                                                                 16                                                                               16

280-мм                                                                   –                                                                                28

Бортовой залп, т                                                   52                                                                             15

Бортовой залп в минуту, т***                                72                                                                             41

* ЛК “Канада” – строившийся для Чили корабль, конфискованный с началом войны, после войны отремонтирован и передан заказчику – “Латорре”
** 190-мм – ГК на БрКр “Хэмпшир”
***Табличные данные – естественно скорострельность в реальном бою зависит от многих факторов, это техническая огневая производительность орудийных установок, заложенная конструктора, по-моему я первый даю этот показатель…



“Костяк” ютландской артиллерии британские BL 13.5-inch Mk V и германские 30.5 cm SK L/50

3) Результаты:

Выпущено снарядов ГК (попаданий):           Британия 4.480 (124, 2,8%)             Германия 3.597 (122, 3,4%)
в т.ч. ЛКр 1.650 (26, 1,6%)
и ЛК         2.630 (98, 3,7%)
(по БрКр данных нет)

Потери:                        Британия 14 кораблей (9,3%), 6.100 чел. (10%)                Германия 11 кораблей (11%), 2.550 чел. (7,1%)


Линейный крейсер “Индефатигебл” стал одной из главных жертв сражения – неудачное развитие типа “Инвинсибл” (и так недостаточная броня была “размазана” по большей площади) – потплен германским “Фон дер Танном”, только 2 из экипажа в 1.019 чел. спасены
Его одноклассник “Нью Зиланд” (выпустил больше всех снарядов – 420, но попал всего 4 раза – меньше 1%) получил лишь одно попадание – видимо сказалось “шаманство” аборигенов маори, подаривших командиру крейсера накидку пью-пью, в к-рой он и был во время сражения:

Еще один из серии – “Австралия” к Ютланду не успел выйти из ремонта

 

В общем, в т.ч. для нас:
– английские линейные и броненосные крейсера (3 и 3, соответственно) бодро взрывались и горели (кстати, аналогично поврежденный нашим огнем «Фудзи», построенный в Англии, при Цусиме, не взорвался, сволочь!), но германский флот победы не добился и вернулся в свои базы (жаль “Лютцова” не дотащили! кроме него, из крупных кораблей , германцы потеряли броненосец времен русско-японской войны) – просто РАНЬШЕ нужно было англичан топить – в конце 1914-начале 1915 гг., тогда был реальный шанс и лучшее соотношение сил, а в середине 1916 года было уже поздно.
Да, немцы потеряли в сражении легкий крейсер «Эльбинг» – строившийся для русского флота как «Адмирал Невельский» и конфискованный с началом войны.
Еще один пример неудачи континентальных держав на море.

 

2 комментария к «Наиполнейшее описание Ютландского сражения – с “разбором” – к годовщине»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.