Крейсер “Кутузов” в Новороссийске

Самая многочисленная, за всю нашу военно-морскую историю, серия русских крейсеров пр. 68-бис (планировалось 30 единиц, заложено 23 корабля, спущено на воду 19, достроено 14; из заложенных 2 остались без названий) получила довольно разные, по происхождению и смысловой нагрузке названия, к-рые можно разделить на 3 группы:
1) Началось всё традиционно для ВМФ СССР – первые 4 корабля, заложенные в конце 1948 – начале 1950 получили имена в честь деятелей революции и соратника Сталина (он, как раз, умер, наверное поэтому и увековечили так): “Свердлов”, “Дзержинский”, “Орджоникидзе” и “Жданов”. “Орджо” в 1962 Хрущев передал Индонезии (вместе с целым флотом эсминцев и ПЛ), там его переименовали в “Ириан” и, после смены власти, использовали как тюрьму для местных “коммунистов” (большинство из к-рых, поди, и не подозревали о существовании каких-то там Маркса и Энгельса)
2) Затем происходит РЕЗКАЯ “смена курса” –

– корабли, заложенные с весны 1950 года получают имена в честь русских флотоводцев, военначальников, общественных деятелей и (!) князей: адмиралы Нахимов, Корнилов, Сенявин, Ушаков, Лазарев; полководцы: Кутузов, Суворов; князья: Александр Невский, Дмитрий Пожарский, Дмитрий Донской и “примкнувший к ним” гражданин Козьма Минин. Т.е. налицо возврат к традициям Российской империи! Имена классовых врагов – кораблям флота рабоче-крестьянского гос-ва – такое было невозможно до 1937 года в принципе! Как и восстановление памятника морякам “Варяга” на ДВ, например – т.е. налицо зримые последствия незавершенной русской национальной революции 1937-38 гг, прерванной войной и восстановлением…
Диссонансом выглядит заложенный в июне 1951 крейсер, получивший имя “Александр Щербаков” (умер в 1945, время уже прошло), но он, так же как Корнилов, Минин и Донской остался недостроенным
3) очередные новшества с середины 1952 года (т.е. еще ДО смерти Сталина!) – корабли называют в честь городов: “Молотовск” (ныне Северодвинск, с 1957 переименован в “Октябрьскую революцию”, тогда же и крейсер пр. 26-бис “Молотов” панибратски переименовали в просто “Славу”), “Мурманск”, “Кронштадт” и “Таллин”. Осенью 1953 года (уже после смерти Вождя!) “Минин” и “Донской” переименованы в “Архангельск” и “Владивосток”. Кроме первых 2-х – не достроены.
Заложенный последним, в начале 1954 года, крейсер получил нейтральное имя “Варяг” – он, естественно, остался недостроенным…
Конечно же, если бы Сталин прожил дольше мы вряд ли увидели бы переименование “Свердлова” в “Николая II”, но “Петр Великий” и/или “Иван Грозный” точно бы появились на морях и не обязательно в виде устаревших артиллерийских крейсеров.
Кстати, до нашего времени сохранились (в разном виде) “Кутузов” (музей в Новороссийске, вверху) и “Мурманск” (брошен у берегов Норвегии при буксировке на разделку, внизу) – последний, правда, норвежцы постепенно демонтируют.
Такое вот своеобразное отражение изменений внутренней политики в кораблестроении.

О наших крейсерах последних серий – 1144 и 1164 мне и писать неохота – понятно, думаю, почему…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.