Флагман адмирала Х.Того в русско-японской войне

 

Речь пойдет о периоде, предшествовашем русско-японской войне 1904-05 гг и затронет, в основном, военно-морские вооружения.
Как известно победоносная война с Китаем 1894-95 гг (1-я Корейская) не дала Японии желаемого – Корея стала лишь “независимой”, Ляодунский п-ов (захваченный японцами с боями!), после решительного выступления Германии, России и Франции, пришлось оставить, мало того, в 1898 году Россия сама получила его в аренду и начала

 

постепенное проникновение в Корею!
После этого Япония ввела специальный доп.налог на “реванш”… В январе 1902 года был заключен англо-японский союз. В июле 1903 года было открыто сквозное движение по Транссибу (через Байкал – при помощи построенного в Британии ледокольного ж.д. парома). В августе-октябре 1903 года началось и зашло в тупик обсуждение русско-японского соглашение о разграничении сфер влияния в регионе. 4 февраля Японией было принято решение о нападении на Россию, 6 февраля разорваны дип.отношения, 8-го началась высадка японских войск в Корее, в ночь на 9 февраля атакована русская эскадра в Порт-Артуре…
Т.е., с одной стороны, Британия “прикрывала” тылы, а с другой – Транссиб наращивал мощность, строились новые русские корабли (см. ниже) – именно для Тихого океана, надо было спешить!
Посмотрим (помня эти даты!), как же шла в Японии подготовка к войне с Россией на море – ведь без обеспечения господства на нем никакие операции на континенте были бы просто невозможны!
В 1895 году была принята десятилетняя программа (на 1896-1905 гг) строительства флота, предложенная бароном Ямамото Гоннохоё (“флот 6-6” – т.е. в основе его 6 броненосцев и 6 броненосных крейсеров). 2 броненосца уже строились (“Яшима” и “Фудзи”, заложены во 2-й половине 1894 года), еще 4 (“Шикишима”, “Хатсусе”, “Асахи” и “Микаса”) были заложены в марте 1897-январе 1899 гг, последний – “Микаса” – вступил в строй в марте 1902 года.

Броненосный крейсер “Асама”Броненосные крейсера (“Асама”, “Токива”, “Якумо”, “Адзума”, “Идзумо” и “Ивате”) были заложены в ноябре 1896 – ноябре 1898 гг, последний – “Ивате” – вступил в строй в марте 1901 года. Т.о. программа, в основном (эсминцев и бронепалубных крейсеров – их было запланировано 23 и 4 – реально было построено 29 и 6, в установленные сроки) соответсвенно была выполнена с опережением почти на 4 года! ВСЕ броненосные корабли заказывались за границей, 10 из 12 – в Британии.
А вот дальше начинается самое интересное – с января 1899 и до февраля 1904 года – т.е. до начала русско-японской войны, за 5 лет, для японского флота не было заложено НИ ОДНОГО броненосного корабля!!! Понятно, конечно, что финансы страны ограниченны, а надо еще готовить и вооружать армию (в т.ч. осадную артиллерию), но, согласитесь – при подготовке к войне на море с великой державой – это, как минимум, сторанно! А что же строилось? В этот период японцы заложили 3 небольших броненосных крейсера и 13 эсминцев (они подсчитаны выше)…
Броненосный крейсер “Кассуга” (см. одинарное 254-мм орудие в носовой башне)

Кроме того, были перекуплены в декабре 1903 года у Аргентины построенные в Италии броненосные крейсера “Кассуга” и “Ниссин” (это, во-первых, к вопросу о возможной нехватке денег у Японии, а во-вторых и Россия хотела купить эти корабли, но, как “говорят” нашему агенту в Италии не понравился размер отката – в результате эти крейсера внесли свой вклад в наше поражение…). Т.е. абсолютно неясно – чего ждали японцы с весны 1902 года, наблюдая за достройкой Транссиба и закладкой наших новых кораблей?!
Посмотрим, а что же творилось в это время у нас? Впервые потенциальная угроза интересам России на Дальнем Востоке упоминалась в программе 1882 г. (со стороны Японии и Китая), но ее предусматривалось нейтрализовать посылкой эскадры с Балтики (а ведь и пришлось, только без толку!), специально крупных кораблей для ТВД не строить. Корабли для Дальнего Востока были предусмотрены объединенной программой 1895/98 гг, когда Китай уже был разбит, а угроза со стороны Японии стала явной. Посмотрим, как мы строили свой броненосный флот по перидам:


Броненосец “Сисой Великий”

Наши “броненосцы береговой обороны” пошли в бой у чужих берегов…

Броненосный крейсер “Нахимов”

– до 1895 года было заложено (учитываются только балтийские корабли, с артиллерией, принимавшей участие в Цусимском сражении) 7 броненосцев (еще 1 – нелепый “Гангут” погиб в 1897 году, поэтому не учтен), 3 броненосца береговой обороны и 5 броненосных крейсеров, но надо учитывать, что ряд кораблей имел старую артиллерию (хотя самый удачный русский выстрел в Цусиме был сделан именно из такого орудия!), крейсера же (кроме “Нахимова”), кроме того, предназначались не для эскадренного боя, а для рейдерских операций (к к-рым русский флот упорно готовился десятилетиями и против более сильного противника – Британии, но на практике, в 1904-05 гг, вышел “пшик”! у моряков не хватило здоровой агрессивности и “профильного” мышления), о ББО нечего и говорить, хотя им и пришлось участвовать в Цусиме…


Броненосцы “Ослябя”, “Пересвет” и “Победа”

– в 1895 (в 1893/94 гг броненосные корабли у нас не закладывались – за исключением “Ростислава” для ЧФ и ББО “Апраксин”, учтенного ранее) – начале 1899 гг заложено всего 3 броненосца и 2 броненосных крейсера – неудачные броненосцы типа “Пересвет” (слабая артиллерия, неэкономичные машины, слабое бронирование и большая площадь надводного борта) и опять крейсера-рейдеры. Правда, с учетом имевшихся кораблей общее число выходило внушительным – 17 (+3 ББО!) единиц против 12…
– а вот с середины 1899 и до начала 1904 года мы заложили 7 броненосцев и 1 броненосный крейсер (2 и 1, соответственно, пришлось, осознавая нависшую угрозу, заказать за границей, конструкция ВСЕХ кораблей была “импортная”) – весьма сильных (кроме “Баяна”), на уровне построенных для Японии британских кораблей, т.е. соотношение сил склонялось в сторону России – недаром японские шпионы больше всего интересовались темпами строительства наших новых броненосцев! Кроме того мы заложили 6 крупных бронепалубных крейсеров, 25 эсминцев и 12 больших миноносцев (т.е. минимум в 2 раза больше, чем аналогичных в Японии!)
На стороне Японии, конечно, был географический фактор – переброска кораблей с Балтики на Дальний Восток задача непростая, требует времени (он и сказался, в реальности – Япония сумела уничтожить нашу 1-ю Тихоокеанскую эскадру в Порт-Артуре до прибытия подкреплений!). Но, думаю, главное заключалось в другом – на помощь Японии готовилась придти Британия (если бы что-то пошло не так) – отсюда и придирки к нашим рейдерам, создание Антанты в апреле 1904 года… Но уже после сражения в Желтом море (август 1904 года) стало всё ясно и помощь Японии не потребовалась… И даже Бьерскское соглашение, будь оно реализовано на практике, не смогло бы ничего изменить (в среднесрочной перспективе!) – флота у России, ко времени его подписания, уже не было…
Интересно взглянуть, чтобы было с соотношением сил, если бы война задержалась, скажем года на два:
Япония в 1904-06 гг 8 исключительно сильных броненосных кораблей (“Аки” и “Сатсума”, говорят, даже могли бы стать первыми в мире дредноутами, но пушек не хватило – обычные японские байки! 2 корабля – “Аки” и “Ибуки” получили американские паровые турбины – иначе были бы заложены раньше)
Россия в 1904-05 гг заложила 2 броненосца (несколько усиленный вариант “Цесаревича”) и 4 броненосных крейсера (3 из них – повторение слабого “Баяна”), в т.ч. 1 (“Рюрик” II) был даже заказан в Британии!
Т.е. дальше нам мало бы чего “светило” с флотом, правда Транссиб нарастил бы свою мощность, но господство на море позволило бы японцам сохранить инициативу и атаковать нас в любых доступных местах – Камчатка и Сахалин подверглись нападению в реальности, но оставался Владивосток, пришлось бы дробить силы…
В завершении темы надо сказать, что японцы получили, в результате войны, 6 броненосцев (2 вполне современных) и броненосный крейсер – бывший “Баян”
Вывод: Корея была для нас, на том этапе, неперевариваемым куском, надо было свой Дальний Восток развивать, ну а для Маньчжурии время ушло – надо было раньше думать… Союз России с Германией – тема выходящая за рамки борьбы на Дальнем Востоке
На последок, для справки, данные нашего кораблестроения на Черном море:
– до середины 1894 гола – 6 броненосцев
– в 1897 году – 1 броненосец (“Потемкин”)
– в 1904 году – 2 броненосца (усиленный “Потемкин”),
броненосные крейсера для ЧФ не строились…


Броненосец “Орел”, сдавшийся японцам после Цусимы стал “Ивами”

 

4 комментария к «Планирование и подготовка Японии к нападению на Россию – странности»
    1. Нам бы понять тогда что происходило со страной и миром, но – некому было

    1. Это была,конечно,британская игра и она бы в любом случае “выстрелила”, но попытаться разрушить их планы надо было

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.