На параде их вот так представляют:

2 года назад Бенгалия/Бангладеш получила свою первую в истории ПЛ.
Точнее даже 2 – бывш. китайские ДЭПЛ пр. 035G.
“Из наличия” – контракт (на 200+ млн.долл.) был подписан еще в кон. 2013 года, за это время корабли прошли ремонт, нек-рую модернизацию/адаптацию и испытания.
К заказчику поступили в нач. 2017 года.
Напомню что это за ПЛ и “откуда они пошли”:

ДЭПЛ пр. 035:

“созданы гением китайского народа” на основе средних ДЭПЛ нашего пр. 633, так что начну про них, ТТХ:
надв./подв. в/и 1.300/1.700т
8 ТА (вкл. 2 кормовых), 14 торпед или 28 мин
экипаж 52 чел
скорость хода подв./надв./РДП (полн./эк.) 13/15/10 (2/9/-) уз
дальность хода подв./надв./РДП (с усиленным запасом топлива) эк. ходом 300/7.400/4.400 (-/14.600/9.200) мор.миль
ГЭУ (д/э) – 2х2.000/2х1.400+2х50 л.с.

Строились с 1957 года на ССЗ “Красное Сормово”, всего в 1959-61 гг построено 20 единиц (срок стр-ва серийных ПЛ 2-й половины серии был менее 1 года – без учета кооперации и заделов, разумеется).
По своим ТТХ не полностью удовлетворяли требованиям нашего ВМФ, поэтому стр-во довольно быстро свернуто (вообще планировалось построить 560 ед. – !!!), вдобавок, напомню, что в это же время в Ленинграде началась постройка серии больших ДЭПЛ пр. 641…
Так что не удивительно, что из 20 ПЛ, вошедших в состав нашего ВМФ 15 были переданы иностранцам – 6 Египту (в 1966-67 гг, предположительно участвовали в войне 1967 года – безрезультатно), 4 Болгарии (2 в 1973г, по 1 в 1983 и 1986 гг), 3 Сирии ( 2 в 1985 и 1 в 1987 гг), 2 Алжиру (1982-83 гг) – все они списаны/утилизированы или находятся в небоеспособном состоянии (в Болгарии даже был скандал с проектом создания музея из одной из них).
Оставшиеся в составе нашего ВМФ ПЛ данного проекта переоборудовались для испытаний различной техники (кроме С-350, к-рая после взрыва торпед в январе 1962 года на соседней Б-37 – на “Эске” погибло 11 человек, после ремонта использовалась как учебное судно), а одна находится в Севастополе и сейчас – как ПЗС-50 (ранее была модернизирована по проекту 633РВ):

Так вот, на основании договора о дружбе и взаимопомощи мы передали Китаю в нач. 60-х всю документацию на ДЭПЛ пр. 633 и организовали там пр-во!
Считается, что в Китае в 1962-84 гг построено 84 ДЭПЛ данного типа, но, на самом деле, первые или строились полностью у нас в Горьком (отсюда разногласия в колве построенных на “Кр. Сормове”) либо собирались с нашей помощью из готовых секций.
Проект китайцами постоянно дорабатывался:
– для действий в условиях жаркого климата
– после разрыва связей для замены аппаратуры на китайскую
– после начала дружбы с Западом для установки их БРЭО
и т.д. и т.п.
В Китае получили наименование пр. 033, большинство списано, оставшиеся используются в учебных целях
Одна ПЛ построена как носитель ПКР

Как минимум одна погибла (не выключился дизель  в подводном положении) со всем экипажем – 70 человек – в 2003 году
Мало того, китайцы не только поставили 7 таких лодок в Сев.Корею в 70-е, но и организовали их пр-во там! Всего на месте построено 17 ДЭПЛ этого проекта (по сообщениям одна погибла в 80-е)

4 ДЭПЛ пр. 033 в 80-е были поставлены Египту, где прошли в 90-е модернизацию с помощью американцев (но это отдельная “история”)

И, переходим, наконец, к пр. 035:
Китайцы пытались привести проект 633 хоть к каким-то современным требованиям, в кон. 60-х разработали свой “035” – тип “Мин”
Первые лодки (вышли на испытания в 1974 г.) практически ничем не отличались от 033-х, затем китайцы увеличили мощность дизелей (зечем?!), соответсвенно увеличились размеры (примерно на 200т).
В 80-е годы вариант G (именно такие попадут в Бангладеш) получил французский сонар и др. БРЭО/
Последняя модификация – В – считается переходной к пр. 039
Всего Китай построил до нач. 0-х 22 ДЭПЛ пр. 035 (одна из них переоборудована для испытания ВНЭУ), первые уже списаны
Т.о. всего по пр. 633/033/035 построено в 3-х странах 143 ПЛ…

Предыдущие главы справочника/статьи энциклопедии по подводным флотам стран мира:
Соотношение сил РФ, Китая и НАТО по ПЛ – https://nosikot.livejournal.com/4296580.html
Израиль – https://nosikot.livejournal.com/4162089.html
Индонезия – http://nosikot.livejournal.com/4150317.html (с общей историей флота страны!)
ПЛАРБ Запада – http://nosikot.livejournal.com/3885631.html
Cингапур – https://nosikot.livejournal.com/4377402.html
Бенгалия – https://nosikot.livejournal.com/4390721.html ( полная история ДЭПЛ пр. 633)
Индия – https://nosikot.livejournal.com/4643333.html
Пакистан – https://nosikot.livejournal.com/4647079.html
ЮАР – https://nosikot.livejournal.com/4668084.html
Иран – https://nosikot.livejournal.com/4670064.html
АПЛ Индии – https://nosikot.livejournal.com/4949602.html
Азиатские НАПЛ – https://nosikot.livejournal.com/4979436.html
Все ПЛ Китая – https://nosikot.livejournal.com/4984721.html
Таиланд – https://nosikot.livejournal.com/4995582.html
Израиль – https://nosikot.livejournal.com/5092554.html
Колумбия и Венесуэла – https://nosikot.livejournal.com/5273554.html
Нидерланды – https://nosikot.livejournal.com/5282036.html
Сингапур – https://nosikot.livejournal.com/5311278.html

4 комментария к «Полная история ДЭПЛ проекта 633 (+подводный флот восточной Бенгалии)»
  1. П.641 были такие в заводе, по срав нению с атомачами и даже варшавянкой – тесная бочка, ходить трудно без привычки, всё торчит. Случай был: командира лодки убило (кап-2), кислородный баллон незакрепленный на голову ему упал из контейнера, когда краном на палубу подавали, а он по трапу с берега шёл. Такая вот ТБ.

    1. одна такая осталась – “пидводный човень Запорижжя” – где-то на отстое в Севастополе

      1. Ну что за диалект! Ещё в школе ржал, журнал одноклассник привёз как-то из Запорожья с каникул.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.