«Генерал-Адмирал» (вступил в строй в 1875 г.) — считается первым в мире броненосным крейсером!Продолжение моего cправочника по теме (см.тут: https://nosikot.livejournal.com/5154355.html), в нем о других наших дореволюционных крейсерах со скорострельной артиллерией, принимавших участие в РЯВ и 1-й МВ, + дополнение по более ранним кораблям с нарезной артиллерией (клиперы не считаю!), «дожившие» до 20 века…
1) Броненосные крейсера

Родоначальник класса — на фото вверху, в 1877 г. вступил в строй практически однотипный с ним «Герцог Эдинбургский». Корабли вызвали фурор и почти панику в Британии — из-за опасения начала Россией крейсерской войны против нее (как очередная возня с турками начиналась!). Результат, конечно — увеличение расходов на флот — «в ответ» (все прямо как сейчас!). Причем, замечу, броненосных крейсеров со сходными ТТХ у Британии тогда действительно не было, броненосцы, способные догнать наши крейсера были, НО все они имели дульнозарядную артиллерию ГК (хотя и нарезную), первые крупные корабли — броненосцы и крейсера — с казнозарядной артиллерией «серьезного» калибра начали вступать у них в строй через 10 лет после появления наших (+ началось перевооружения ряда кораблей более ранней постройки). «Вот что Крупп животворящий делает!»
Еще через год вступил в строй «долгострой» «Минин» (из-за катастрофы с британским «Кэптеном» его из первоначально башенного переделали в батарейный, в сер. 80-х перевооружили «Князя Пожарского».
Из этих 4-х «Пожарского» списали в 1911 г. (через учебный и блокшив), а остальные стали к 1-й Мировой минзагами, «Минин» погиб в 1915 г. на германской мине, а вот 2 остальных дожили до 40-х годов (!)
минзаг
Минзаг «25 октября» — бывш. «Нарова», бывш. «Генерал-Адмирал» в ВМФ СССР…О «Мономахе» и «Донском» писал в Ч.1, так что дальше идет башенный «Нахимов» — он погиб при Цусиме со старой артиллерией — перевооружить не успели!
А потом новый виток истерии у британцев вызвали, последовательно, «Память Азова», «Рюрик», «Россия» и «Громобой»

«Рюрик» (1-й) — типичный рейдер, вызывал опасения у британцев, но погиб в эскадренном бою, для к-рого не годился и не планировался!

Затем ошибочные, но однотипные «Баяны» (2 имярек, французской постройки, «Паллада» и «Адмирал Макаров» — отечественной — первый был еще туда-сюда, но повторение в серии через несколько лет — явная ошибка! — те же французы для себя строили гораздо более сильные крейсера в это время) и «Рюрик-2» (британской постройки — в целом неплохой, но опоздавший…)
«Память Азова» стал учебным кораблем с 1907 г (с резко сокращенным вооружением), потоплен в Кронштадте в 1919 г. британским торпедным катером (дотянулись все-таки!)
Так что всего 14 кораблей этого класса, судьба не упомянутых выше: «Рюрик» (имел старые 203-мм орудия, но 152-мм и 120-мм артиллерия вполне современная!), «Россия», «Громобой», «Баян», «Макаров», «Паллада» (2-я), «Баян» (2-й), «Рюрик» (2-й, в отличии от остальных ГК 254-мм, а не 203-мм — те стали «вторым» ГК). 3 построены за границей (2 во Франции и 1 в Британии). 4 участвовали в РЯВ, «Рюрик» и «Баян» в ходе нее потеряны (первый в бою в Корейском проливе, второй в Порт-Артуре — японская артиллерия). Последний поднят, введен японцами в строй («Асо»), потоплен в 1932 г. как мишень. Остальные участвовали в составе нашего флота в 1-й МВ, в 1914 г. немецкая ПЛ потопила «Палладу») со всем экипажем. Все, кроме «Рюрика-2» в 1922 г. были проданы на слом в Германию («Громобой» и «Россия», правда, оказались на камнях в Прибалтике, там и разобраны). «Рюрик» (2-й) разобран в 1924 г (разоружен раньше).

«Рюрик» (2-й) — уже устарел к моменту ввода в строй, в основном по скорости… А ведь можно было вместо 2-х 203-мм орудий в малые башни поставить по одному 254-мм — и был бы почти дредноут!

2) Крейсера 2-го ранга (бронепалубные)

Гидрокрейсер «Алмаз» со своим новым оружием — самолетами, ЧФ, 1915 г.

Сюда относятся 5 кораблей — «Боярин», «Новик», «Жемчуг», «Изумруд» и «Алмаз», ГК — 120-мм пушки системы Канэ (последний получил их только в 1905 г.). 2 построены за границей (1 в Германии, 1 в Дании) Все участвовали в РЯВ, «Боярин», Изумруд» и «Новик» потеряны (первый на своих минах, второй взорван экипажем на ДВ, третий затоплен экипажем после боя с крейсером «Цусима» у Сахалина), последний поднят и введен в строй японцами («Судзуя»), в 1913 г. сдан на слом. «Жемчуг» погиб в 1-ю МВ (потоплен германским крейсером «Эмден» в Пенанге в 1914 г.). «Алмаз» с 1906 г. посыльное судно, с 1908 г. яхта, с 1914 г. гидрокрейсер/авиатранспорт, ушел с эскадрой Врангеля в Бизерту, там и сгинул…


«Новик» — «немецкая сборка» — самый быстрый к моменту ввода в строй крейсер в мире. 25+ уз!

Сюда же, с нек-рыми оговорками, можно отнести и 2 МЗ типа «Амур» (2-й) серии с 120-мм скорострельной артиллерией. «Енисей» (2-й) потоплен германской подлодкой в 1915 г., «Амур» (2-й) с 1918 г. блокшив, с 1930 г. учебное судно, с 1938 г. — ПБ ПЛ. В 1941 г. потоплен немецкой авиацией в Таллине, поднят и разобран в 1951 г.
Т.о. из этой группы кораблей событий 1-й МВ и последовавших за ней — Революции и Гражданской войны не пережил ни один! Напомню, в 1-й группе таких было 2 — «Аврора» и «Память Меркурия»/»Коминтерн».

 

ИТОГО за период ок. 30+ лет (с «Генерала-Адмирала» до вступления в строй «Баяна» 2-го) в состав русского флота вступили 35 кораблей крейсерского типа (+1 перевооруженный на новую артиллерию старый, 1 погиб до начала 20 в.), недостроен только 1 из заложенных. 16 погибли в ходе боевых действий в ходе РЯВ, 1-й МВ и ГВ/ИИ, 9 сданы на слом в нач. 20-х, 2 ушли с Врангелем в Тунис. 5, в разном качестве, находились в составе флота к началу ВОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.