“Генерал-Адмирал” (вступил в строй в 1875 г.) – считается первым в мире броненосным крейсером!Продолжение моего cправочника по теме (см.тут: https://nosikot.livejournal.com/5154355.html), в нем о других наших дореволюционных крейсерах со скорострельной артиллерией, принимавших участие в РЯВ и 1-й МВ, + дополнение по более ранним кораблям с нарезной артиллерией (клиперы не считаю!), “дожившие” до 20 века…
1) Броненосные крейсера

Родоначальник класса – на фото вверху, в 1877 г. вступил в строй практически однотипный с ним “Герцог Эдинбургский”. Корабли вызвали фурор и почти панику в Британии – из-за опасения начала Россией крейсерской войны против нее (как очередная возня с турками начиналась!). Результат, конечно – увеличение расходов на флот – “в ответ” (все прямо как сейчас!). Причем, замечу, броненосных крейсеров со сходными ТТХ у Британии тогда действительно не было, броненосцы, способные догнать наши крейсера были, НО все они имели дульнозарядную артиллерию ГК (хотя и нарезную), первые крупные корабли – броненосцы и крейсера – с казнозарядной артиллерией “серьезного” калибра начали вступать у них в строй через 10 лет после появления наших (+ началось перевооружения ряда кораблей более ранней постройки). “Вот что Крупп животворящий делает!”
Еще через год вступил в строй “долгострой” “Минин” (из-за катастрофы с британским “Кэптеном” его из первоначально башенного переделали в батарейный, в сер. 80-х перевооружили “Князя Пожарского”.
Из этих 4-х “Пожарского” списали в 1911 г. (через учебный и блокшив), а остальные стали к 1-й Мировой минзагами, “Минин” погиб в 1915 г. на германской мине, а вот 2 остальных дожили до 40-х годов (!)
минзаг
Минзаг “25 октября” – бывш. “Нарова”, бывш. “Генерал-Адмирал” в ВМФ СССР…О “Мономахе” и “Донском” писал в Ч.1, так что дальше идет башенный “Нахимов” – он погиб при Цусиме со старой артиллерией – перевооружить не успели!
А потом новый виток истерии у британцев вызвали, последовательно, “Память Азова”, “Рюрик”, “Россия” и “Громобой”

“Рюрик” (1-й) – типичный рейдер, вызывал опасения у британцев, но погиб в эскадренном бою, для к-рого не годился и не планировался!Затем ошибочные, но однотипные “Баяны” (2 имярек, французской постройки, “Паллада” и “Адмирал Макаров” – отечественной – первый был еще туда-сюда, но повторение в серии через несколько лет – явная ошибка! – те же французы для себя строили гораздо более сильные крейсера в это время) и “Рюрик-2” (британской постройки – в целом неплохой, но опоздавший…)
“Память Азова” стал учебным кораблем с 1907 г (с резко сокращенным вооружением), потоплен в Кронштадте в 1919 г. британским торпедным катером (дотянулись все-таки!)
Так что всего 14 кораблей этого класса, судьба не упомянутых выше: “Рюрик” (имел старые 203-мм орудия, но 152-мм и 120-мм артиллерия вполне современная!), “Россия”, “Громобой”, “Баян”, “Макаров”, “Паллада” (2-я), “Баян” (2-й), “Рюрик” (2-й, в отличии от остальных ГК 254-мм, а не 203-мм – те стали “вторым” ГК). 3 построены за границей (2 во Франции и 1 в Британии). 4 участвовали в РЯВ, “Рюрик” и “Баян” в ходе нее потеряны (первый в бою в Корейском проливе, второй в Порт-Артуре – японская артиллерия). Последний поднят, введен японцами в строй (“Асо”), потоплен в 1932 г. как мишень. Остальные участвовали в составе нашего флота в 1-й МВ, в 1914 г. немецкая ПЛ потопила “Палладу”) со всем экипажем. Все, кроме “Рюрика-2” в 1922 г. были проданы на слом в Германию (“Громобой” и “Россия”, правда, оказались на камнях в Прибалтике, там и разобраны). “Рюрик” (2-й) разобран в 1924 г (разоружен раньше).”Рюрик” (2-й) – уже устарел к моменту ввода в строй, в основном по скорости… А ведь можно было вместо 2-х 203-мм орудий в малые башни поставить по одному 254-мм – и был бы почти дредноут!

2) Крейсера 2-го ранга (бронепалубные)

Гидрокрейсер “Алмаз” со своим новым оружием – самолетами, ЧФ, 1915 г.

Сюда относятся 5 кораблей – “Боярин”, “Новик”, “Жемчуг”, “Изумруд” и “Алмаз”, ГК – 120-мм пушки системы Канэ (последний получил их только в 1905 г.). 2 построены за границей (1 в Германии, 1 в Дании) Все участвовали в РЯВ, “Боярин”, Изумруд” и “Новик” потеряны (первый на своих минах, второй взорван экипажем на ДВ, третий затоплен экипажем после боя с крейсером “Цусима” у Сахалина), последний поднят и введен в строй японцами (“Судзуя”), в 1913 г. сдан на слом. “Жемчуг” погиб в 1-ю МВ (потоплен германским крейсером “Эмден” в Пенанге в 1914 г.). “Алмаз” с 1906 г. посыльное судно, с 1908 г. яхта, с 1914 г. гидрокрейсер/авиатранспорт, ушел с эскадрой Врангеля в Бизерту, там и сгинул…


“Новик” – “немецкая сборка” – самый быстрый к моменту ввода в строй крейсер в мире. 25+ уз!

Сюда же, с нек-рыми оговорками, можно отнести и 2 МЗ типа “Амур” (2-й) серии с 120-мм скорострельной артиллерией. “Енисей” (2-й) потоплен германской подлодкой в 1915 г., “Амур” (2-й) с 1918 г. блокшив, с 1930 г. учебное судно, с 1938 г. – ПБ ПЛ. В 1941 г. потоплен немецкой авиацией в Таллине, поднят и разобран в 1951 г.
Т.о. из этой группы кораблей событий 1-й МВ и последовавших за ней – Революции и Гражданской войны не пережил ни один! Напомню, в 1-й группе таких было 2 – “Аврора” и “Память Меркурия”/”Коминтерн”.

 

ИТОГО за период ок. 30+ лет (с “Генерала-Адмирала” до вступления в строй “Баяна” 2-го) в состав русского флота вступили 35 кораблей крейсерского типа (+1 перевооруженный на новую артиллерию старый, 1 погиб до начала 20 в.), недостроен только 1 из заложенных. 16 погибли в ходе боевых действий в ходе РЯВ, 1-й МВ и ГВ/ИИ, 9 сданы на слом в нач. 20-х, 2 ушли с Врангелем в Тунис. 5, в разном качестве, находились в составе флота к началу ВОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.