Для нас Севморпуть – жизненно важный маршрут, через к-рый, в т.ч., осуществляется “северный завоз” для миллионов человек проживающих в Арктике и прилегающих регионах.
В последние годы, для РФ, выросла роль СМП в деле вывоза добытых тут углеводородов и др. сырья (правда кризис на этом рынке сказывается и на прогнозах загрузки маршрута – они снижены)
НАТО  так же считает Арктику стратегически важным регионом – не только с экономической, но и военной точки зрения, “напирая” на свободу судоходства в международных водах…

Так что напомню кое-что:


Из недавнего:
– вспомогательное судно ВМС Франции “Рон” в сентябре 2018 г. – впервые после 2-й Мировой для военных кораблей НЕ России – прошло Северным Морским путем… Судно не вооружено, но ВМС Франции не скрывает, что оно вело по всему маршруту не только океанографические исследования, но и РАЗВЕДКУ с использованием имеющихся на борту техничсеких средств. Одно из наших СМИ утверждает, что французов сопровождал наш ледокол…
– еще в апреле 2018 года адм. П.Цукунфт – командующий береговой охраной США – заявил, что СМП важен для свободы международного судоходства и если придется Штаты обеспечат его силой;
– в 60-е годы корабли ВМС и БО США неоднократно предпринимали попытки пройти по СМП или его части, но все они были пресечены нашим ВМФ и в дальнейшем прекратились
– транзитные перевозки по СМП достигли своего максимума в 2013 г. – до 1,2 млн.т (“71 проходка”, ок. 30% общего обьема), но затем снизилась до 0,2 млн.т в 2018 году (16 “проходок”, зато в 2020 г. – 40 и вновь 1,2 млн.т), хотя внутренние (в т.ч. экспортные) перевозки растут и превысили обьем времен СССР – почти до 11 млн.т в 2017 г.; Ожидавшийся дальнейший рост и транзитных и внутренних перевозок давал экономические основания и опасения для настаивания Запада на свободном доступе к СМП. В то же время предыдущие прогнозы по росту перевозок по СМП не оправдались, а сейчас западные коммерсанты используют новый аспект – мол, увеличение судоходства в Арктике несет угрозу местной экологии и ОТКАЗЫВАЮТСЯ от СМП ! Росатомфлот снизил свой прогноз к 2024 г. по перевозкам по СМП на четверть…
Карта этого года (май):

– другие прецеденты в мире, где проливы и узости, находящиеся в пределах терр.войн прибрежных стран открыты для прохода, в т.ч. военных кораблей: Проливы – Черноморские и Балтийские, прол. Корфу, выход из Финского зал. и т.д.; тут, проще говоря, возникает парадокс – чем больше через СМП возят, тем больше желающих там “порулить”!
– РФ планировала ввести ограничения для иностранных судов (в т.ч. и гражданских) по проходу СМП (видимо в рамках толкования 132-ФЗ от 2012 г.) – и в мой ДР Постановление было подписано: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009220024
– в Конституции РФ до лета 2020 г. действовал ПРИМАТ международных норм над национальными любого уровня… Это в плане Конвенции ООН “О свободе судоходства” от 1982 г. – но с этим покончено
– в 90-е наши военные Арктику, в т.ч. зону СМП практически покинули, хотя, надо признать, последние годы для возвращения в нее кое-что делается – в области флота и береговой обороны, ПВО и радиолокационного поля и т.д.
– в этом году немецкий ледокол “Поларштерн” планирует вмезнуть в лед и дрейфовать в Арктике больше года – это впервые для Запада (в составе экспедиции есть и представители РФ)…
Ну и:
– исторически Россия пыталась много раз закрепить за собой особые права на Арктику – царские указы 1616-20 гг, указ Сената 1821 г., распоряжения императора 1869 и 1883 гг., инструкция 1893 г., нота МИД от 4 сентября 1916 г., постановление Президиума ЦИК РФ от 15 апреля 1926 г.; вместе с тем мы, после ВОСР потеряли права на Шпицберген/Грумант (кроме экономических) – и уже в наше время Норвегии была передана часть ИЭЗ России в Баренцевом море, была угроза утраты острова Врангеля
В общем и целом – события вокруг Арктики и наших прав на нее будут развиваться – но не стремительно, причем в случае дальнейшего нашего ослабления риск потерь там многократно возрастет…
Во всяком случае военная активность Запада в Арктике (в т.ч. их АПЛ) только нарастает. Подробности см. тут: https://nosikot.livejournal.com/4613110.html
ДА – атомный лихтеровоз “Севморпуть” в прошлом году доставил в Питер с Камчатки 5,5 тыс.т РЫБЫ !!! И сразу после этого там кое-кто начал травить морских обитателей…

А в прошлом году газовоз “Маржери” прошел СМП – на ДВ – без сопровождения ледокола

2 комментария к «Северный Морской Путь – некоторые аспекты истории и современного положения»
    1. Так отступили от концепции “Советские владения в Арктике”, признали международку – 12 миль, док-ва всякие по хребтам подводным – а это гиблый путь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.